Как Украина одела Европу в собственные носки

Сооснователь украинского бренда цветных носков Sammy Icon Филипп Литвинов рассказал depo.ua как забавная идея превратилась в бизнес, а украинский бренд завоевывает Европу

Как Украина одела Европу в собственные н…

Дарить носки, так же как трусы или пену для бритья уже давно моветон, но Sammy Icon сделали их нормальным презентом.

Цветные и разноцветные, с забавными рисунками они победно шагают по миру: Австрия, Швейцария, Голландия, Германия, Белоруссия. В общем, больше десяти стран носят украинские носки, которые четыре года назад придумали экономист Алексей Малицкий из Дрогобыча и менеджер Филипп Литвинов из Ялты.

История возникновения – такая себе бытовая, без мистики: Алексей хотел купить себе цветные носки, ничего, что бы понравилось, не нашел. И по принципу "пишу книги, потому что нечего читать", решил делать носки, потому что нечего носить. Первая коллекция в триста пар продалась примерно за три месяца.

"Она была однотипна, базовые яркие цвета. Потом я начал сам рисовать дизайны, а на фабрике их переносят на носки", - рассказывает Филипп. В 2013 году Алексей, с которым они были знакомы по Могилянке, позвал его присоединиться к делу (и впоследствии полностью передал ее Филиппу).

Співзасновник Sammy Icon: патріотична символіка на шкарпетках - це занадто - фото 1

Ребята нашли фабрику во Львове, которая согласилась делать цветные носки небольшим тиражами, напечатали визитки, сделали сайт, взяли свой товар и стали ходить по магазинам, предлагая его под реализацию. Стояли на выставках, ходили на ярмарки.

"Близкие крутили пальцем у виска, - улыбается Филипп. – Говорили: интересно, но вряд ли вам удастся. Фабрики не принимали наши заказы, уговаривали сделать такие же, но черные (смеется). А теперь многие из тех, кто тогда отказал, сами нам пишут и предлагают свои услуги. Сейчас мы работаем с крупными фабриками и большими объемами, суммарные заказы на несколько десятков тысяч пар в год. Мы частично воспитали в Украине моду на яркие носки! Раньше я почти никого в них не видел, а сейчас по несколько человек каждый день"

- Наверное в начале к человеку, который идет в ваших, хотелось броситься с обнимашками?

- А мы и подходили. Спрашивали, где купили, как вам качество, какие пожелания. Люди приветливо на такое реагируют.

- И никогда не ошибались?

- Я свой носок по двум сантиметрам узнаю

- А кто такой Сэмми?

- Он покровитель авантюристов, тех, кто любит яркую жизнь, яркие носки. Он придумывает дизайны, а мы только воплощаем его волю в реальность.

Примерно так он выглядит

Співзасновник Sammy Icon: патріотична символіка на шкарпетках - це занадто - фото 2

Это иллюстрации Марыси Рудской и она, на наш взгляд, наиболее точно передает, как выглядит Сэмми

- Инвестиций у вас было около 20 тысяч долларов. Как быстро затраты окупились и дело начало приносить прибыль?
- Мы вложили собственные деньги, никто под такую авантюру денег бы не дал. Через год мы окупили собственные расходы.

- И уже потом подались на Kickstarter? Не хватало денег?

- Нет, это скорее, была промо-акция, чтобы заинтересовать покупателя за рубежом. А уже второй целью было накопить денег, чтобы опять же уложиться в производство. Сейчас много брендов так делает. Тогда около 250 человек перечислили нам почти 9 тысяч долларов. А хотели хотя бы 8.

- Сейчас много талантливых хендмейдеров стремятся зарабатывать деньги на аксессуарах, одежде, продают что-то через ОЛХ, "Фейсбук", но хотят расширяться. Что бы вы им посоветовали?

- Продавать за границу. Это перспективно и гораздо выгоднее, чем в Украине. Там больше конкуренция, но и больше рынок, больше денег

Як Україна вдягнула Європу у власні шкарпетки - фото 3

- На выставке мужской моды в Pitty Umo во Флоренции вы были единственным украинским брендом. Как считаете, почему? И почему в Украине такой слабый экспорт легкой промышленности?

- Потому что годами никто не ставил себе цель работать на заграницу. То есть у нас много чего производилось, но почти никто не создавал мощных брендов с прицелом на импорт. Но сейчас уже начинаются эти процессы. То, что последние два года творится с долларом, подтолкнуло многих брендов к развитию, к выходу за пределы страны. Все увидели, что это выгодно при таком курсе

Возможно, Украина начнет зарабатывать деньги на производстве – у нас есть дешевая рабочая сила и наша страна может стать следующим Китаем. Например такие известные бренды как ZARA, Hugo Boss уже шьются в Украине.

Співзасновник Sammy Icon: патріотична символіка на шкарпетках - це занадто - фото 3

Филипп и его молодая команда на Kiev picnic

- Как вы начинали импорт? Просто знакомились с представителями бизнеса и предлагали свой продукт?

- Для того, чтобы работать в других странах, надо иметь какие-то там представительства, и логистически и юридически, потому что очень трудно что-то продавать, когда ты из страны, которая ассоциируется с войной. Мы не в Евросоюзе, в Европе никто нас не ждет, при том, что есть более конкурентоспособные производства.

Сейчас у нас есть магазины в разных странах Европы, а представительства - в Голландии и Германии, последнее захватывает еще Швейцарию и Австрию. Наши представители имеют сеть агентов, склады, знают язык, потому что например в Германии при том, что все знают английский, есть регионы где без немецкого трудно. В других странах, где мы продаем, напрямую контактируем на выставках, пишем, звоним, предлагаем. Вот, недавно нашли дистрибьютора в Новой Зеландии, ищем возможность работать с Японией и США.

Продаемся и в магазинах, и онлайн. Как и в Украине

- А на России остановились продажи?

- Нет. Может кто-то один сказал, что, мол, это "фашистские носки", но в целом все нормально.

- Как на бизнес повлияла война? Сильно упали объемы продаж?

- Мы продолжали работать, но кризис сильно повлиял. Продажи падали и мы всегда это видим во время активизации военных действий или протестов на Майдане

- Вы для всех стран делаете одинаковые коллекции, что их отшивают во Львове? Сырье также украинское?

- Шьем во Львове и в Турции. Для нас просто так логистически удобнее. Во Львове мы можем быстро регулировать тиражи: цикл производства две недели, получили товар, быстро его продали, опять заказали. В Турции цикл производства может занимать 2-3 месяца, но качество другое, как у наших конкурентов. Мы работаем с Турцией потому что они лидеры в этом.

Нитки покупаем также турецкие, ибо в Украине их, к сожалению, не производят.

- Не вижу у вас носков с вышитой каймой, патриотической символикой. Считаете, что это неуместно?

- Я считаю, что это слишком. Я не хочу ставить государственные символы, потому что это спекуляция на патриотизме. Но нам приятно говорить за границей, что мы с Украины!

Мне кажется что, особенно после Майдана, вырос большой спрос на украинское, но покупают лишь бы что, только бы украинское. Это развращает производителя и стимулирует производство вещей сомнительного качества, без вкуса. Хорошо, что сейчас это понемногу утихает

Як Україна вдягнула Європу у власні шкарпетки - фото 5

- Черные, серые, синие носки принципиально не делаете?

- Пробовали, потому что многие люди о них спрашивали, но они не являются популярными именно у нас. К осени хотим делать черно-белые паттерны, потому что это сейчас тренд.

- Сколько насчитывает ваша личная коллекция носков?

- Около 18-20 пар, но это не только наши, мы часто покупаем носки других брендов, тестируем. Именно носочные бренды, например шведские, но они в Украине в четыре раза дороже наших - около 250 гривен. В Европе они продаются за 8-9 евро и для тамошнего покупателя это нормально. Мы там также продаемся дороже чем в Украине, чтобы конкурировать с другими брендами

- Делать дороже, чтобы конкурировать? То есть если европеец увидит, что 2 евро, он скажет: о, это слишком дешево, видимо не качественно, я это покупать не буду?

- Да, это одна из причин. Мы продаем дороже, чтобы конкурировать и также экономически цена на носок должна включать в себя много налогов, логистических затрат по ЕС, поэтому цена в Европе выше

- Кого из знаменитостей видели в своих носках?

- Видел в Инстаграм Тимощука. Знаю, что носит ведущий Андрей Педан. Еще мы много кому дарили носки. Например, американскому послу в Сингапуре – он известный фанат ярких носков.

Співзасновник Sammy Icon: патріотична символіка на шкарпетках - це занадто - фото 4

Співзасновник Sammy Icon: патріотична символіка на шкарпетках - це занадто - фото 5

Еще присылали одному мальчику...В Великобритании есть остров, на котором осталась одна школа для младших классов в которой остался только один мальчик. О нем написал The Guardian как о самом одиноком мальчике в мире. И мы послали ему носки на Рождество, с пожеланиями.

Ответа не получили, но все равно, аж самим приятно.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme