Антер, фес и марама: Чем крымские татары могут ответить на День вышиванки

В догонку Дню вышиванки рассказываем о традиционной национальной одежде крымских татар

Антер, фес и марама: Чем крымские татары…

Вчера Украина отпраздновала День вышиванки и это замечательно, что наконец такой праздник у нас появился. Но, вместе с тем, в Украине нет Дня крымскотатарского национального костюма. А это ведь целый мир, элегантный и красивый. Крымскотатарская одежда, как и украинская, подчеркивает фигуру, является сдержанной, но в то же время очень сексуальной и многие ее элементы прекрасно вписываются в современный лук.

О традиционных фасонах, орнаментах и цветах, а также о том, закрывали ли крымские татарки лица, о крымскотатарской "шароварщине" и о том, как возрождается национальный костюм Depo.ua рассказала Майре Люманова – художник по костюму, исследователь и модельер крымскотатарского костюма.

- Как выглядит традиционный национальный крымскотатарский костюм: мужской, женский, детский, его традиционные компоненты?

- Основным фактором влияния на крымскотатарский костюм являлся Ислам, в основном это сказалось на женском костюме. С головы до ног одежда должна была закрывать женщину от взглядов чужих мужчин.

В целом, крымскотатарский женский костюм состоит из нательного белья и верхней одежды. Нательное белье состояло из рубашки и нательных штанов "дон" или "туман" (разновидность нательного белья еще до появления трусов), а также "шальвар" (штаны). Нательная рубашка имела широкие формы по низу рукавов и подола, лишь в конце 19-го века по низу рукавов и горловины начали делать манжеты и горловину "стойку".

Верхнюю часть "шальвар" шили из мягкой льняной или хлопчатобумажной, а нижнюю, которую было видно – из цветной, чаще красной, или с рисунком в цветочек или полоску.

Женские нательные штаны "шальвар".

По цвету шальвар можно было определить, из какого региона Крыма родом женщина

Верхняя одежда в женском костюме состояла из платья "антер" и жакета "марка" или "хирха" (все ударения в словах следует ставить на последнем слоге).

Антер

Платье "антер" имело различие в названиях и в некоторых деталях кроя и отделке. На южном берегу Крыма ее называли "хафтан", в степной части - "кафтан". Набор материалов этого вида одежды состоял из основной ткани, подкладочной, а между ними прокладывались хлопковые волокна, что придавало изделию форму. По всему периметру платье прошивали вертикальными стежками. Рукава "антера" сужались к низу и имели треугольную или трапециевидную форму. Низ рукава полностью закрывал тыльную сторону женской ладони - считалось неприличным появляться в обществе с непокрытыми ладонями. В доме, когда женщина работала или находилась среди своих близких, края рукавов отворачивались, и можно было увидеть контрастную часть, украшенную по краям тесьмой и застежкой на петлях из той же тесьмы и пуговиц.

Рукав платья "антер" с внутренней частью - "елькап".

Детали переднего полотнища в средней части платья были в виде коленчатого выступа, что позволяло регулировать размер. Застегивался коленчатый выступ с лицевой стороны пуговицами, а с внутренней стороны - на завязки.

Зимой под платье шили "зибин" - стеганый утепленный чехол, который по крою повторял "антер", но с рукавами чуть ниже локтей.

Фрагмент платья "антер" - застежка с коленчатым выступом в области талии.

Позже, к концу 19-го века у платья "антер" появились вытачки в области груди, посадка в области оката рукава, отрезная линия талии. Однако интересно, что остался коленчатый выступ описанный выше как дань традиции. Застежка бортов платья доходила до горловины и застегивалась на множество пуговиц и петель из тесьмы. Горловина оформлялась воротником "стойкой", который впоследствии украшался кружевом.

Девушки в платьях "антер" конца 19-го начала 20го веков.

- То есть крымские татарки также следили за европейской модой?

- Да, классицизм проявлялся в оформлении рукавов кружевом, в завышении линии талии, как это было модно в Европе.

Зимой крымская татарка надевала шубку - "тон" из бархата, утепленного шерстью, на контрастной подкладке. Иногда куртка "тон" оформлялась оторочкой из меха и тесьмой "шерть".

Виды женской верхней одежды. Сверху - жакет с вышивкой "хирха", снизу - утепленная курточка "тон", украшенная позолоченной тесьмой "шерт".

- А насчет украшений? Любили ли крымские татарки бусы, как украинки?

- Главным композиционным центром в крымскотатарском женском костюме являлся нагрудник "кокюслюк", который женщины надевали, выходя на улицу. Часть нательной рубашки оставалась открытой под платьем "антер", что было неприемлемым для появления на людях, поэтому "кокюслюк" отлично справлялся с этой задачей.

Нагрудник, конечно же, украшался различными видами вышивки, однако главным украшением были монеты, нити жемчуга, густо пришитые по всему периметру. Нагрудник должен был не только закрывать декольте от чужого глаза, но и оберегать от сглаза. В орнаменте "кокюслюка" использовался символ дерева жизни, который по традиции исполнял функцию защиты, должен был придать силу, здоровье, плодородие и достаток. Нагрудник из монет и жемчуга являлся также финансовой страховкой женщины на случай, если она оставалась без мужа.

Существовал еще один вид нагрудного украшения "герданлык'" (кр.тат. "гердан" - шея, обратите внимание – у украинок тоже есть такое украшение – гердан, ред), это ювелирное украшение, в технике филингрань, которая состояла из одной или нескольких подвесок, закрепленных на главной цепи.

"Кокюслюк" - нагрудник из монет

Завершал образ крымской татарки головной убор – "фэс" и покрывало. "Фес" - это шапочка из жесткой основы, высотой 6 -7,5 см, верхняя часть основания выполнялась из бархата, а украшали ее монетами и вышивкой.

Женский головной убор "фэс". На первом фото - оформленный в технике "микама" - шитье золотом, на втором - в технике "букме", камнями и плетеной кистью "пускуль".

- Мужчины тоже роскошно наряжались?

- В состав мужского костюма входила рубаха или нательная рубашка ниже бедер – "кольмек", из одного куска ткани прямоугольной формы, сложенного пополам, от середины горловины вниз по центру делали разрез, а горловина застегивалась на ленты, тесьму или пуговицы.

Праздничная мужская рубашка "кольмек" и как ее носили

Брюки по талии собирались на шнурок, а поверх завязывался длинный пояс из ткани в полоску, длиной около пяти метров, шириной 20-30 см. Пояс три раза оборачивался вокруг талии, каждый раз, два конца пересекались, превращаясь в нечто наподобие корсета. В связи с этим пояс назывался "учкур" (кр.тат. - уч-три, курмак - построить, создать), а штаны - "учкурлы штаны", позже это название относилось именно к брюкам с ширинкой.

К низу штанины сужались. Производили их из шерсти темных цветов – теплые, из плотного некрашеного льна – летние.

Мужской крымскотатарский костюм разных временных периодов. Прослеживается изменение ширины низа рукавов, отделки. Однако ширина брюк осталась неизменной.

Верхняя наплечная одежда выглядела в зависимости от назначения. Крымские татары носили жилеты, куртки, жакеты и шубы. Куртки были нескольких вариантов - "мийтан", "марка" и "курков".

"Мийтан" - куртка на подкладке из шелковой ткани в полоску, на желтом фоне полоски синего и красного цвета, или сочетание бордовой с тонкой зеленой полоской. Длинный узкий рукав носили пожилые мужчины, до локтя - мужчины среднего возраста, а у молодых рукав был выше локтя. Из-под рукава выходил широкий рукав рубашки "кольмек". Длина куртки доходила до талии.

Мужская куртка "мийтан"

Мужская куртка или жакет "марка" была похожа на женскую, хотя в Турции, откуда она пришла, она являлась мужской одеждой. Это был жакет из шерстяного сукна, с воротником стойкой. Декорировался он растительным ленточного вида орнаментом по всем краям, в углах бортов на спинке и на рукавах дополнялся орнаментом "аят агачи" (дерево жизни).

"Арнаут элеги" - куртка длиной до талии с длинным рукавом и без, отделанная по краям тесьмой и украшенная по вертикали рукава, вдоль бортов и на спинке орнаментом, характерным для албанской вышивки.

"Арнаут элеги"

Самой популярной и универсальной частью гардероба крымского татарина были безрукавки "элек" - они и красиво обтягивали торс и защищали от переменчивых погодных условий. В домашних условиях это были простые жилеты, отделанные тесьмой темного цвета, на праздники надевали "элек", украшенный вышивкой или тесьмой.

Еще в мужском костюме крымских татар были халаты "джуба", которые одевали в Крыму до середины 19-го века. Впоследствии они остались в качестве форменной одежды у священнослужителей. Длина рукава и вид такого халата варьировался в зависимости от возраста. Халат зеленого цвета надевали лишь священнослужители.

Зимой надевали "чекмен" из грубого шерстяного сукна. Выглядел он как халат или кафтан.

Самые распространенные из мужских головных уборов - "калпак" и "так '". Однако "калпак" - головной убор цилиндрической формы высотой 8-9 см, из каракуля появился в Крыму с середины 19-го века. "Так" - это шапочка, повторяющая форму головы, ее шили из простых легких тканей, форма была из клиньев в верхней части и прямоугольной полоски ткани в нижней.

- Чем костюм замужней женщины отличался от костюма незамужней, а пожилой - от молодой?

- Возрастные различия проявлялись в длине верхней одежды. Чем старше женщина, тем длиннее платье "антер" и главное покрывало "марама". Цвет также имел возрастной ценз. Пожилые женщины одевались в более темные цвета, в сочетании с головными покрывалами белого цвета.

Детей наоборот, одевали в яркие цвета, особенно на праздники.

Молодые девушки применяли в одежде зеленые, желтоватые, розовые оттенки. Зеленый цвет говорил о том, что девушка не замужем. В первый год супружеской жизни женщины должны были одеваться красиво, объемно и ярко. Цветом свадебного платья, особенно при церемонии окрашивания хной за день перед свадьбой часто был красный. Белый цвет у крымских татар символизировал чистоту: физическую и духовную, когда мусульманин прибывает в молитве перед Аллахом. На траур, религиозные церемонии мужчины и женщины покрывали голову белым. Фиолетовый (один из популярных цветов, назывался "мор") символизировал мудрость добытую годами, то есть он являлся привилегией женщин среднего и пожилого возраста.

Бордовый цвет был самым распространенным у женщин среднего возраста. Для вышивки верхней одежды в женском костюме использовался цвет золота, часто смешивали золото и серебро в ювелирных изделиях, в нагрудниках.

Бордовый цвет на примере теплого жакета "бельтон".

- Судя по приталенному силуэту, можно говорить о том, что у крымских татар красивой считалась женщина скорее стройная, худощавая, чем в теле?

- Худощавое телосложение у женщины не приветствовалась, поскольку она не являлась символом плодородия. Поощрялась фигура средней полноты, но стройная.

Например, в платье "антер" в области линии талии по боковой части и до середины переда притачивали трапециевидные клинья, с помощью которых получалось расширение нижней части платья. Боковые клинья назывались "джабу", они резко расширялись в области талии, что придавало фигуре куполообразную форму от линии талии. Для того чтобы края "джабу" не провисали и сохраняли форму, под них подшивали подушечки. Такое дополнение делало женскую фигуру визуально пышнее.

Фото фрагмента платья "антер" на котором видна ее боковая часть "джабу"

- Повседневная одежда и праздничная – как они отличались?

- Для торжественных случаев использовали жаккардовые ткани с узорами, которые отличались дороговизной во все времена, парчовые ткани, волокнистый состав которых был чаще из шелка с примесью металлизированных нитей.

Для торжественных случаев, или для походов в гости, крымскотатарские женщины поверх платья "антер" надевали жакет "марка", "хирха". Такие жакеты изготавливались из бархата, на подкладке и вышивалась золоченными металлизированными нитями, шнурами в технике "букме" (вышивка шнуром), в технике "каснак" (тамбурный шов), или "миклама" (золотое шитье), техникой "пул" (металлические латунные блестки (пайетки), канителью, речным жемчугом или бисером. Цвета жакетов: бардовый, красный, фиолетовый, синий или черный.

Фартуки были важной частью повседневной одежды крымских татарок

- Что должна была иметь из одежды и домашнего текстиля девушка, выходя замуж? Например, у украинцев невесте полагается пошить две вышиванки жениху, весь гардероб себе, а также подарки его семье приветствовались.

- В приданое невесты должно входить 50-60 платков, не менее 200 головных покрывал, у бедных - гораздо меньше. Эти предметы предназначались как для самой невесты, так и для членов семьи жениха. Также в качестве подарков были рубашки, платья, аксессуары или атрибуты быта. Поскольку семьи были большие, подарков необходимо было приготовить много. Главным подарком от невесты считалось вышитое покрывало "шербенти" для матери жениха. Отсутствие такого подарка считалось позором.

Сторона жениха обязана была приготовить подарки для большой семьи невесты. Ткань для свадебного платья невесты выбирала будущая свекровь, и она должна была быть самой красивой, богатой и изысканной.

Приданое невесты состояло из множества предметов с вышивкой и без. Однако отдельно хочется упомянуть о декоративных полотенцах, которыми украшали дом. Их развешивали в комнате невесты, на натянутые под потолком комнаты ленты в виде расходящихся от центра лучей. Полотенца были видны с обеих сторон, поэтому у них небыло изнанки - такую возможность обеспечивала двусторонняя вышивка "татар ишлеме".

- То есть это правда, что крымские татары - нация, у которой много вышивки в традициях

- К основным видам техники вышивки в оформлении головных уборов относятся: "каснак" (тамбурный шов), "букме" (вышивка шнуром), "миклама" (золотое шитье), "бонджук'" (бисер и камни), "пул" (металлические пайетки из латуни), великолепная техника высокого уровня - "инджия" (речными жемчужинами) и вышивка канителью. Основным видом орнамента по боковой части являлся такой, который динамично развивался, зигзагообразный орнамент ленточного вида "сув" (кр.тат. "сув" - вода), в котором использовался растительный и геометрический мотивы. Техники вышивания могли смешиваться, это зависело от желания и умения мастера использовать задуманный образ.

Неотъемлемой частью "феса" был бубенчик "пускуль". В основном это было украшение для праздничного "феса". Деталей "пускуль" могло быть и больше - два, а то и три "пускуля", соединенных в виде цветов, лепестков и виноградин. Такие плетеные кисточки были привилегией женщин среднего возраста, у которых были дети.

Для свадебного костюма в височной части "феса" прикрепляли "зилифлик" - ювелирные филигранные украшения, спускающиеся на виски. "Зилиф" это височная часть прядей волос, которые отрезали у замужней женщины, это был своеобразный символ замужества, информационный код для окружающих, который давал понять, в каком статусе находится женщина. "Фес" с украшениями "зилифлик" женщина носила до 40 лет

- Орнаменты вышивок делились на мужские и женские?

- Мотивы орнаментов в крымскотатарском декоративном искусстве состояли из символов и магических знаков, которые уходят корнями в древние времена, в которых переплелись культурные традиции народов, населявших Крым. По орнаменту можно было прочитать знаковую информацию о хозяине или хозяйке изделия и его региональной принадлежности. В орнаменте применялись женские знаки: роза - "гуль" - символ любви, цветения, радости; гвоздики - "каранфиль" - символ мудрости и преданности; лотоса - "нилюфер" - символ духовного роста, миндаля - "бадем" - символ молодой девушки.

Тюльпан - "ляле", виноград "юзюм", и кипарис относятся к мужским знакам.

Гранат - символ семьи; треугольник вершиной вверх, кувшинообразные знаки для дерева жизни - означали символы земли, фундамента, корня дерева. Композиция орнамента строилась на сочетании крупных и мелких элементов. Мелкие листья, плоды, символизирующие потомство.

- В некоторых мусульманских странах женщины полностью закрываются, в некоторых оставляют открытым лишь лицо. Крымские татарки, выходя на люди, закрывались полностью?

- Религиозная функция в одежде крымскотатарских женщин предусматривала множество видов платков. Головные платки "баш ортюси" должны были закрывать голову, волосы и шею женщин от мужских взглядов, недоброго глаза и влияния погодных условий.

Триптих художника К. Яновского "Крымскотатарская свадьба", на котором можно увидеть разнообразие женских платков

Дети до 12 лет одевали только "фэс" на заплетенную множеством косичек голову. С момента полового созревания девушки в 12 лет, в женском костюме применялись головные покрывала.

Главные покрывала различались по возрастному цензу. Чем старше хозяйка, тем оно длинее. Девушки надевали "фрланту" или "фирланту", у степных крымских татар "прланта", это было покрывало в виде прямоугольника, или квадрата, длиной до плеч или до талии из тончайшей прозрачной газовой ткани. Украшалась "фрланта" пайетками.

Главное покрывало "фрланта".

Замужние женщины повязывали платок поверх простого "феса", или надевали несколько легких марлевых платков, связывая их сзади, а поверх набрасывали "баш явлук'" перекручивая концы, завязывали наверху, пряча концы.

Следующий вид головного покрывала, которые использовали женщины - "шербенти" из бумазеи, тончайшего материала из хлопка или шелка, с вышитым на концах орнаментом и каллиграфическими надписями на арабском языке, с восхвалением к Всевышнему, сур из Корана или с пожеланиями здоровья хозяйке.

Покрывало "шербенти"

Главное покрывало "марама" женщина впервые надевала в дни своей свадьбы. Обычно "марама" была из хлопчатобумажной или льняной непрозрачной ткани с примесями других волокон, в зависимости от вида использовали волокна шерсти. В орнаменте, в основном, применялся мотив розы - символ цветущей женщины и ее любви к мужу. Мотив гвоздики в орнаменте говорил о том, что хозяйка "марамы" преклонного возраста и вышла из репродуктивного возраста. Пожилые женщины надевали "мараму" на мягкий тонкий платок из хлопка "явлук'". Таким образом, покрывало не съезжало с головы и закрывало седые волосы. Такая традиция в костюме сохраняется и по сей день, особенно когда проходят религиозные церемонии.

Длина головного покрывала "марама" варьировалась от 150 до 200 см, ширина от 60 см до 75 см. По всему периметру "марама" также был орнамент. На концах головного покрывала вышитый орнамент достигал высоты 30-40 см из трех, четырех повторяющихся рапортов. В данных элементах композиция орнамента составлялась в зависимости от принадлежности к тому или иному региону Крыма. Для ЮБК характерно вертикальное построение орнамента, для среднего и горного региона свойственным является построение орнамента по диагонали, повторяя диагональную линию горизонта гор. Степной части Крыма характерно горизонтальное построение орнамента. Цветовые сочетания были такие - красный и черный цвета на белом фоне, красный, черный и немного желтого или только черный цвет на белом фоне, это тоже знаковое различие регионов Крыма. Сочетание красного, черного, желтого относилось, в основном, к южному побережью, орнамент черного цвета на белом фоне - к предгорной части Крыма.

Еще одним компонентом костюма с религиозной функцией была накидка "фередже", это вид одежды, напоминающая халат с глухо зашитыми рукавами. Его назначение было таким же, как и у "чаршафа" - закрывать женскую фигуру полностью.

Также "шал" повязывали на талии, закрывая поясницу, это называлось "бель шали" - поясная шаль, функцией которой было утепление нижней части фигуры и ее одевали в домашних условиях, особенно пожилые женщины. Такая традиция в одежде сохраняется и по сей день.

На рисунке изображен крымскотатарский женский бытовой костюм, в котором видно применение "бель шали", завязанной на поясе.

- Можно ли говорить о том, что сейчас у крымскотатарского костюма наступила эпоха возрождения? У крымских татар сейчас популярна национальная одежда?

На протяжении длительного времени крымскотатарский костюм применялся только на сцене или на праздниках. Сегодня применение национальных традиций в костюме стало очень модным, все хотят иметь у себя в гардеробе детали национальной одежды, в крымскотатарской среде стали очень популярны флешмобы с применением национальных головных уборов и предметов одежды. На свадебных церемониях в мечети стало уже традицией, что невеста надевает национальную одежду.

Свадебные крымскотатарские костюмы авторства Майре Люмановой

Появились исследователи, молодые дизайнеры и художники, которые работают исключительно в направлении национального возрождения

- Шароварщина, как подмена подлинного национального бутафорским - в крымскотатарской культуре такое есть? В чем это проявляется?

В настоящее время у крымских татар происходит этап возрождения утраченных национальных традиций, декоративно-прикладного искусства, костюма. Этап очень сложный, потому что очень многое было уничтожено при советской власти и даже раньше, со времен присоединения Крыма к России.

Известно, что при депортации 1944 года, когда целый народ выселяли из Крыма, не предупредив заранее (только за редким исключением), людям не дали возможности брать с собой любые вещи. Выселение происходило под утро, в 4.00 - 5.00 часов и люди порой едва успевали одеться, взять с собой документы, кто-то успел прихватить ручную швейную машинку, некоторые ювелирные украшения, предметы национальной одежды и быта. В основном, известно много случаев, когда брали только "Коран".

Бывали случаи, когда из дома ничего не удавалось забрать. Кроме того, по дороге в Среднюю Азию и на Урал много чего ценного из того, что удалось взять с собой, пришлось продавать, чтобы не умереть с голода.

После выселения крымских татар, при помощи созданных специальных комиссий в Крыму, из пустых домов собирали вещи, сортировали, отбирали все ценное, а остальное сваливали в кучу и сжигали.

Полвека провели крымские татары в ссылке. За это время многое было утрачено. В 50-е годы силами культурных деятелей из числа представителей крымскотатарского народа, в городе Ташкенте создали фольклорный ансамбль "Хайтарма". Основной состав был из бывших работников Государственного драматического театра в довоенном Симферополе. Собственными силами работники ансамбля создавали костюмы для сцены, и они были подлинными. После 60-х годов, когда ансамбль стали покидать старожилы, которые работали еще до второй мировой войны в Крыму и знают каноны национального костюма, стали происходить изменения, которые подчинялись функции сценического костюма и появились чужие традиционному костюму элементы. Несмотря на то, что ансамбль обладал статусом государственного, то в создании костюмов принимали участие государственные служащие, художники модельеры, которые не знали крымскотатарского костюма. Все это отразилось на формировании искаженного, другого приема в крымскотатарском костюме, который действует и сегодня. К сожалению, этот искаженный вид костюма уже прочно вошел в сценический костюм, и в настоящее время происходит этап возрождения, с учетом наличия в нем всех деталей и элементов.

Фото выставки "Крымский стиль" в Симферополе

После возвращения крымских татар прошло около 30 лет. В первые десятилетия в Крыму люди пытались обосноваться, построить дома, заработать и дать образование детям. В 90-е годы искаженный вид в культуре стремительными темпами стал набирать обороты, поскольку не было исследований, и образцом считался образ крымскотатарского костюма, сложившегося до 90-х годов. Однако возрождение все же началось именно в Крыму.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme