Патриотизм, добро и оружие: Что такое "Джура" и почему правительство предписывает школьникам эту игру

Общество в очередной раз обсуждает, нужны ли современным украинским детям именно военно-патриотические игры, особенно учитывая опыт оккупированного Крыма

Патриотизм, добро и оружие: Что такое "Д…

На этот раз поводом стало положение о военно-патриотической игре "Сокол" ("Джура"), которое было опубликовано примерно месяц назад и до сих пор гуляет по соцсетям. Среди комментаторов ведутся споры относительно целесообразности милитаристических игр, добровольно они будут проводиться или же добровольно-принудительно и не отобьет ли это у молодежи зародыши патриотизма

Эти вопросы мы задали Сергею Недилько, директору Украинского государственного центра национально-патриотического воспитания, краеведения и туризма учащейся молодежи. Его центр, в частности, занимается организацией "Джуры".

В прошлом году в финале в "Джуру" играли около 80 тысяч украинских детей, а за 10 лет, которые она проводится, через эту игру прошли около 440 тысяч школьников.

Джура на козацком сленге - это помощник козака, оруженосец. Игра "Сокол" ("Джура") - это всеукраинская внешкольная игра, целью которой является военно-спортивное и национально-патриотическое воспитание украинской молодежи на основе традиций украинского козацтва. Если очень кратко, то дети принимают участие в интеллектуальных марафонах, занимаются спортом, ходят в походы, разбивают лагеря, учатся ходить строем, владеть оружием, оказывать первую медицинскую помощь, заниматься волонтерством и самостоятельно принимать решения. Соревнования проводятся в три этапа (в городе, области и всеукраинские), а события "Джуры" происходят в течение всего учебного года.

Это явление для Украины в действительности не новое. Первый приказ Минобразования об игре "Сокол" ("Джура") был издан еще в 2003 году. Больше пяти лет этот приказ пролежал в глубоких ящиках, рассказывает Сергей Недилько. Первые всеукраинские сборы состоялись в 2009 году, а в этом году прошел юбилейный - десятый этап. В этом же году правительство утвердило новое положение о "Джуре". Отныне игра, в частности, будет проводиться по новым программам, ориентированным на старшеклассников: "Джура-защитник", "Джура-десантник", "Джура-пограничник", "Джура-гвардеец" и "Джура-полицейский". Это не значит, что дети будут играть в военных и правоохранителей. В программы добавили встречи с ними, чтобы дети могли узнать что-то новое, а военные и правоохранители - рассказать о том, что считают важным

Финансирование идет из местных бюджетов через Программу национально-патриотического воспитания и из госбюджета во время финального всеукраинского этапа. На всеукраинский этап в прошлом году потратили около 300 тысяч гривен, и львиную долю из них составили расходы на питание во время двунедельного лагеря.

- Когда в соцсетях появилась новость, что правительство утвердило новое положение о "Джуре", были негативные отзывы: мол, возродили советскую "Зарницу". И не только в плане, что это военно-патриотическая игра, но и в том, что приобщать к ней будут добровольно-принудительно. Об этом беспокоятся родители, потому что по школам же разослано распоряжение организовать. Расскажите пожалуйста, почему "Джура" – не "Зарница" и может ли школа отказаться от участия?

- "Зарница" - это конкретные мероприятия с военным уклоном. Легенда была связана с героикой Второй мировой войны и проводилась подготовка детей к умению воевать: военная выучка, санитарно-медицинская подготовка, ориентирование на местности. К "Джуре" мы подходим гораздо более комплексно, и у нас основная задача – не обуть всех в берцы, выстроить рядами с автоматами и научить стрелять, а сплотить и воспитать.

Основными лозунгами "Джуры" есть "Мудрость, благородство и отвага", - это составляющие, на которые нанизываются все наши процессы. Среди десяти соревновательных элементов, кроме физически-спортивных и милитарно-прикладных, есть, например, "Ватра" (это художественный конкурс), "Ведун", во время которого мы проводим интеллектуальные викторины. Отдельно есть такой конкурсный элемент, как "Доброе дело" - дети в течение всего года воплощают выбранный ими проект, например сажают деревья и ухаживают за ними. Это делается для того, чтобы они поняли - нельзя сделать какое-то доброе дело единожды, специально за неделю до районных соревнований.

Формат "Джуры" мы заимствуем у пластунов: надо заинтересовать старших детей, которые потом сами приобщат других, будут им помогать, учить и воспитывать. Этого принципа самоуправляющейся структуры у "Зарницы" тоже не было. Наша главная задача, и для этого и существует "Джура", - создать здоровые системы внутри школы, где старшие дети передают постигнутую систему ценностей младшим. В классах создается рой, в школе – куринь, в который входят несколько отрядов старшеклассников и середнячков, в них есть свой совет, они сами планируют мероприятия - дети сплачиваются, учатся принимать решения и нести ответственность за них.

В "Джуре" на финальных этапах они приезжают роями в лагеря, и уже происходит целая легенда благодаря козацким организациям. Здесь вам и атаман, хорунжий, бунчужный, осавульская служба, охрана периметра, охрана лагеря, приготовление пищи, быт, вече, костер, то есть полное погружение в лагерную козацкую жизнь.

- А почему именно козацкая тема? Дети не говорят, что это уже несколько устаревшее? Не лучше было бы делать роты, девизии, батальоны?

- Украина сшита из разных лоскутков и до сих пор неоднозначно относится к своей истории. Идея запорожского козацтва – наиболее объединительная для всех регионов Украины. Мы не придумывали рой, чоту, куринь. Это, во-первых, украинская традиция. Во-вторых, если брать, например, устав украинской армии, сейчас уже официально есть приветствие "Слава Украине". В формате звучания команд новый устав уже на 90% готов, и в нем будет то, чему мы 10 лет уже учим детей.

Историей также углубленно занимаемся. В лагере проводится "Ведун", и там не только викторины на проверку школьных знаний. Мы отдельно даем информацию и проводим конкурс, чтобы дети могли ее использовать. Например, в прошлом году проводили квест по Переяславу: надо было найти исторические места, о которых до этого был рассказ.

- Относительно добровольно-принудительного участия в "Джуре". Учитывая, что все это организуются в соответствии с приказами, может ли школа отказаться, если дети не хотят участвовать?

- Игра "Сокол" ("Джура") является добровольной для детей. Никто не имеет права назначить их козаками, это противоречит самой сути игры. Надо показать и заинтересовать, и это уже зависит от учителя. Они действительно часто в начале сопротивляются. Учителя вообще очень авторитарные, удерживать 20-30 детей в постоянном внимании – это надо иметь отдельные волевые качества. В связи с этим получается такое профессиональное искажение, что у учителя две точки зрения – его и неправильная. И когда кто-то со стороны предлагает им работать по другому, это у них вызывает возмущение.

Но у нас много примеров, когда наши оппоненты из состава учительской когорты говорили: "Чего вы нам мозги морочите, у нас и так куча всего другого", а потом, только раз сыграв, понимали, какая это шикарная возможность сплотить детей. А когда ты создаешь действительно нормальный сплоченный коллектив, то даже учебный процесс идет лучше.

- То есть не для детей, а для учителей это добровольно-принудительно?

- На то и приказ, его надо выполнить. Учителя обязаны по крайней мере предложить детям.

- И если дети все равно не захотели, учителю за это ничего не будет? И директору школы за это ничего не будет?

- Вот, как правило, когда вы слышите, что, мол, вся наша школа не хочет, это означает, что учителя даже не рассказывали детям.

- В чем заключается Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодежи?

- Концепция заключается в том, что ребенок должен быть саморазвитым, желательно с лидерскими качествами, самодостаточным гражданином-патриотом. Вот тот эталон, к которому должна стремиться система образования

- Как воспитать из ребенка патриота? Особенно если учитель им не является и проводит патриотическое воспитание исключительно костюмами козака, украиночки и шаблонными текстами?

- От учителей действительно много чего зависит, ребенок с ними общается часто больше, чем дома с родителями. И вот как раз своим собственным примером учителя могут многое дать ребенку. Конечно, если сами осознают. В Украине около 450 тысяч педагогов, и часто их самих надо перевоспитывать, увы... Проявление патриотизма для некоторых, и это касается не только учителей, - это надеть веночек или вышиванку раз в год.

- Что делать с такими учителями?

- Конечно, мы работаем, разговариваем. Много кто прислушивается. Бывает, приходят пластуны, проводят семинар. И учителя, которые перед тем доказывали, что им ничего такого не надо, сидят с круглыми глазами: мол, ого, оказывается и так с детьми можно.

- В прифронтовых районах тоже проводится "Джура"? Есть ли там какие-то отличия в сценариях, учитывая, что эти дети видели реальную войну и их окружение может иметь пророссийские убеждения?

- Приезжайте в гости на областной этап "Джуры" на Донетчину и вы увидите, насколько эти дети - ярые патриоты. Их не надо убеждать, они уже все поняли сами. И вы бы видели те костры, где дети разыгрывают сцены из событий войны. У взрослых слезы текут

- А вообще, что-то изменилось в сценариях игры с началом АТО? Актуализировали их каким-то образом?

- У нас один из десяти соревновательных элементов – территориальная (теренова) игра. Есть разные сценарии: освободить отдельную территорию, защитить свой флаг и тому подобное. Последние годы пробуем проводить эту игру с использованием лазертага.

- Много разговоров вокруг "Джуры" ведется о том, следует ли детям учиться обращаться с оружием. Почему, по Вашему мнению, это не вредно, а полезно?

- Потому что это ответственность. Вооруженный человек - ответственный, он несколько раз подумает о том, что он делает и говорит. И это готовность отстаивать свои права и ценности.

Дело не в том, чтобы дети поучились стрелять. Мы изучаем элементы безопасного обращения с оружием, потому что очень много примеров, когда дети по факту имеют доступ к родительскому оружию, но не обучены с детства с ним обращаться. От этого – несчастные случаи.

Вообще у нас периодически идут дискуссии, насколько правильно называть "Джуру" военно-патриотической, потому что правильнее было бы говорить "национально-патриотическая" (мы не делаем акцент исключительно на военном аспекте). Этот элемент детям нравится, но он не самый главный.

Фото: Александр Хоменко / depo.ua, Всеукраинская военно-патриотическая игра "ДЖУРА" / Facebook

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook