Лайфхаки для современных детей: Как "труды" становятся важнейшими уроками в школе

Освоить то, что пригодится в быту: с этой стороны трудовое обучение – одна из самых полезных школьных дисциплин

Лайфхаки для современных детей: Как "тру…

По крайней мере, когда об интернете еще никто не слышал, в стране был дефицит всего, умение мастерить одежду считалось бесценным, а вместо того, чтобы вызвать какого-то мастера легче было научиться и починить собственноручно. Теперь, когда можно вызвать клининговую службу и "мужа на час", в магазинах продается что угодно по разным ценам, а освоить любое рукоделие можно на мастер-классе, не выходя из дома, стоит ли занимать ценные учебные часы выпиливанием и шитьем?

Учителя трудов уверены – обязательно надо. И объясняют почему.

"ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖНО СРАВНИТЬ С РЕФОРМОЙ В ОБРАЗОВАНИИ: НЕ ВСЕ ВОСПРИНИМАЮТ, ОЧЕНЬ ДОРОГО, А ПЕРСПЕКТИВЫ – ОГРОМНЫЕ"

В кабинетах трудового обучения – косметический ремонт, старая мебель, по которой учились "домоводству" поколения девушек и такие же старые станки: фрезерные, токарные. Прохладно. Здесь смело можно было бы снимать фильм про советскую школу, почти не меняя декораций.

Но под окном на столах рядышком – современные швейные машинки, в комнатах мальчиков – электрический инструмент и любое свободное место украшают вышитые картины, аппликации, полотенца, куклы, лампы.

Это - кабинеты трудового обучения киевской школы №243 на Виноградаре. Она по этой дисциплине – одна из лучших.

Вышеприведенная цитата принадлежит учителю трудового обучения школы № 243 Ирине Ходзицкой и сегодня она наша собеседница. Ирина – учитель-методист, автор учебников по трудовому обучению, преподает в школе 35 лет.

Ирина Ходзицкая показывает крылья для костюма ангела, изготовленные учениками

- Понятно, почему не все воспринимают – многие кто видит эту дисциплину устаревшей, также понятно почему дорого – потому что для обучения нужны инструменты и материалы. А почему огромные перспективы?

- Потому что сегодня трудовое обучение "труды" превратилось в передовую дисциплину. По новой реформой все дисциплины переводят на проектную деятельность (это когда не просто "проходят" какую-то тему, а планируют работу, обосновывают ее цель, затем защищают результат, - ред.), а мы уже в этой проектной деятельности десять лет работаем!

- Чему сейчас учат девушек с 5 по 11 класс?

- Теперь нет такого, что дети в пятом классе обязательно сшить фартук, а в одиннадцатом сплести носки. С этого учебного года программа построена таким образом, что в ней есть перечень проектов и учитель с учениками вместе выбирают проект и технологию, по которой они будут его воплощать. Проекты, это, например, подставка под чашку, панно, салфетница, полотенце, а технологии - сшить, связать, вышить, вырезать. Всего технологий около двадцати. В 5-7 классах у нас по два часа в неделю, за год дети осваивают 6-10 проектов, это 6-10 изделий.

Урок швейного мастерства в школе

- И все делают одно и то же: полотенце, подставку?

- Вот шестой класс делал проект "Рушнички", вы ни одного одинакового полотенца не встретите: различные узоры, различные вышивальные швы. Они сами решают, каким он должен быть, обосновывают свое мнение и в этом заключается проектирование. По окончанию проекта они каждая свой презентуют, рассказывают о них, читают стихи, поют песни. А я им всем вручаю именной сертификат юной вышивальщицы, потому что они все молодцы. Начать легко – закончить очень трудно ребенку.

Второй проект у них сейчас – подставка под чашку.

Восьмой класс сейчас у меня шьет юбки. Каждая выбрала свой фасон, длину, ткань, так, чтобы потом надевать. Но с седьмого класса по одиннадцатый на трудовое обучение отведен только один час, пока пришли, разложились, времени уже в обрез. Поэтому мы выбираем с девушками простейшие модели. Например юбка-клеш: модно, популярно, один шов, выкройка не нужна. Она еще и деньги своей семье сэкономит на одежду.

А раньше у меня девушки вышивали себе свадебные рушники.

Шестой класс шьет подставку под кружку

- В 15 лет, какой свадебный рушник?!

- Представьте себе, вышивали за полгода себе полотенце, и мне фото скидывали как они потом на него становились на собственной свадьбе. Это были работы не сложные, но девушка вышивает выбранный рисунок, вкладывает в него свои чувства, свои мечты.

И опять же – никто не собирается сделать из ученицы швею, но если ей это удается, то она уже сможет и сэкономить семье деньги, например сама штаны подшить, и заработать деньги. Вот например две мои ученицы, 9 и 10 класс в этом году шитьем зарабатывали деньги. При этом они и учатся хорошо, трудовое обучение развивает моторику, ведь когда ребенок работает одновременно обеими руками, развиваются оба полушария головного мозга.

Позволяют приготовить и запрещают попробовать

- Вы 35 лет работаете учителем. Как за это время изменились дети и как изменилось то, чему их учат?

- Когда я пришла в школу, в пятом классе шили фартуки, потом в шестом ночные рубашки, потом юбки, потом рубашки. То есть, это было профессионально ориентированное обучение и до сих пор некоторые наши ученые не могут свыкнуться с тем, что трудовое обучение сейчас - это не профориентация.

За время моей работы программа менялась 7-8 раз. По сравнению с другими дисциплинами - это больше, мы постоянно в поисках. Например математика, физика, химия – там почти ничего нового не появляется, три плюс три всегда шесть. А у нас постоянно меняются технологии, постоянно что-то новое.

В отношении детей, им очень нужна мотивация. Для чего они это делают, как они используют это изделие. Если оно ни для чего - оно не нужно.

- И учитель труда должен постоянно учиться, чтобы учить новые техники?

- Да, постоянно что-то новое приходится осваивать. Вот например Василий Иванович (преподаватель трудового обучения у мальчиков Василий Чхало, - ред.) готовил ребенка на всеукраинскую олимпиаду и им надо было разработать любой действующий механизм. Они сделали часовой, высчитывали количество шестеренок, количество зубчиков, компьютерную программу какую-то нашли... Причем, он сам нашел. Фактически, он руководил проектом, а я помогал ему, - присоединяется к разговору Василий Чхало, учитель-методист трудового воспитания школы №243. "Мне повезло, что у меня есть творческий коллега. Это только наверное 30% школ имеют сейчас учителей трудового обучения – мужчин", - говорит о нем Ирина Ходзицкая.

- А мы думали, что у мальчиков на трудах только фанеру портят.

- В.Ч., (гордо улыбаясь) Сейчас посмотрите, что у нас за фанера...

Мини-выставка работ учениц Ирины Ходзицкой

- Что бы вы добавили к урокам трудового обучения? Может, какие-то новые навыки?

- И.Х. Приготовление. Это у нас сегодня самая большая проблема. Уроки кулинарии предусмотрены школьной программой, но в Киеве санитарно-эпидемиологическая станция запретила преподавать кулинарию, потому что есть только, пожалуй, максимум пять кулинарий в киевских школах, отвечающих санитарно-гигиеническим условиям. И кроме того, в СЭС позволяют готовить, но не пробовать, чтобы дети не отравились.

Но, вместе с этим, второй год подряд на всеукраинской олимпиаде проводится творческий тур, посвященный именно кулинарии. Девушки изготавливали сладости и по результатам олимпиады даже выпустили иллюстрированную книгу рецептов. В этом году снова будет кулинарный тур, девятые классы будут готовить капкейки, одиннадцатые – пирожки.

Соревнования по творчеству среди родителей

- Время от времени идут разговоры о том, чтобы отменить трудовое обучение?

- И.Х. Да, каждый год пытаются.

- А чем заполнить освободившиеся часы?

- И.Х. О, у нас столько фейковых предметов! Этика, город Киев, основы здоровья...

- Основы здоровья - это, может, и полезно?

- И.Х. Я согласна, но в трудовом обучении есть раздел "основы бытовой деятельности", где мы выкладываем основы здоровья: уход за собой, рациональное питание, а кроме этого учим сервировать стол, рассказываем лайфхаки, как ухаживать за одеждой, делать уборку.

А сервировали девушки и мальчики у нас вместе. Понимаете, чтобы были разные формы уроков. Надо, чтобы детям на уроках никогда не было скучно.

- Вот кстати о вместе. Не кажется ли вам, что уже время пришло и ребят учить готовить, носок зашивать и девушек – заколачивать гвозди и ремонтировать розетку? Уже почти нет в современной Украине четко выраженных гендерных ролей.

- И.Х. У нас есть две девушки, которые захотели учиться с ребятами, никто им не возражает. Был парень, который занимался с девушками и занял первое место на всеукраинской олимпиаде. Он шил. Еще недавно закончил нашу школу парень, он ходил на кружок с девушками.

- Это хорошо, что вы не против, когда ребенок сам выбирает. Но я о том, что в современном мире человек должен уметь все, тогда может надо и учить всему?

- В.Ч. Я еще в гимназии работаю учителем, вот там родители считают, что дети всему должны научиться. Здесь наши родители рассказывают, что нет, это ни к чему. Пусть ребенок научится зарабатывать деньги и наймет того, кто за него все сделает.

Но знаете, все равно, учить вместе не очень удобно для детей, потому что в пятом классе у девушек лучше работает моторика, ребята отстают и им становится не интересно, а в 11 классе, когда ребята физически сильнее, уже девушки не могут справиться, например, с дрелью. И знаете, ни девушки идти что-то пилить не очень стремятся, ни ребята вышивать рушнички. Хотя везде бывают исключения и таких детей, как уже говорила Ирина Юльевна, мы в выборе не ограничиваем.

- Что делать с теми у кого, как говорится, руки из жопы?

- И.Х. Я маму такого ребенка прошу, чтобы купила вишивочку маленькую, пусть ребенок в свободное время крестиком вышивает, моторику вырабатывает. Руки из жопы потому, что моторика не работает.

- Ну а когда никак не удается?

- И.Х. Если ребенку не удается, вместе садимся, начинаем вдвоем делать. Один раз, второй – если спокойно и терпеливо показывать, то рано или поздно у ребенка обязательно получится. Главное, чтобы сам, своими руками. Когда ко мне приходит пятый класс, мы с ними сразу договариваемся, что мамы за вас ничего не делают, потому что они уже умеют, а вы пришли научиться.

- Да, называют иногда труды соревнованием по творчеству среди родителей...

- И.Х. Мамы думают, что они этим помогают ребенку. Но мы же видим, кто делал.

- Заставляете переделывать?

- И.Х. Нет, я говорю: давай ты сделаешь сама, пусть хуже, но оценку получишь все равно выше. Если ребенок старается, но у него все равно плохо получается (давайте будем честными – не каждый человек к рукоделию способен), что же я ему буду ставить 3-4-5? Конечно нет, я поставлю 7-8. И это все равно будет выше оценка, чем за работу, сделанную мамой.

Один раз у меня был прокол: девушка очень долго болела и приносит идеальную работу. Я говорю: это делала не ты. Она говорит: нет, Я.

Посадила ее за машинку: доказывай, шей. И она как начала шить – ну просто идеально! Конечно я перед ней извинилась. Она сейчас учительница трудового обучения.

Ученицы Ирины демонстрируют собственноручно сшитую одежду перед всей школой. Источник: Ирина Ходзицкая/Facebook

"ПОВЕЛИ ДЕТЕЙ НА АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК ПОСМОТРЕТЬ НА ИЗДЕЛИЯ. ОНИ УВИДЕЛИ ЦЕНЫ И БЫЛИ В ШОКЕ"

Переходим на "мужскую половину". Фрезерный и токарный станок, верстаки и станки – здесь все как в мини-версии советского завода, за тем исключением, что цвет стен веселенький (красили, кстати, девушки) и повсюду расставлены прихотливые изделия: хлебницы, салфетницы, лампы. Немного похоже на фанатов выставок стимпанка. А еще – шкатулки из дерева, конфетницы, вазы, абажуры, пуговицы и даже прялка.

Все это произведено здесь, на этих древних станках. Учитель мальчиков Василий Чхало работает здесь 16 лет, пришел в школу сразу из пединститута. Таких как он на курсе было трое из шестидесяти – он и еще две девушки.

- А чему практически учите ребят? Забить гвоздь, починить сифон, установить розетку?

- В.Ч. Всем, что можно сделать дома: и электрике, и сантехнике, и работаем на всех этих станках. Все эти инструменты прошли экспертную оценку и мы имеем официальное разрешение, что на них можно работать.

- То есть, у вас есть сифоны, трубы, розетки, электрический инструмент?

- В.Ч. Да, все на практике. Что-то купил, что-то из дома принес. Дети должны все потрогать и сами попробовать, пока они не попробуют – что это за обучение. Не интересно детям, когда нет практики.

- А такое как рассчитать количество краски, чтобы покрасить стену, как шпаклевать, обои клеить?

- В.Ч. Вот об обоях рассказываю чисто теоретически. Но, например, эти классы покрасили сами дети: когда у нас в 10-11 классах была практика, (раньше такое применялось), девушки покрасили, за один день. Они с таким удовольствием за это взялись, я только успевал краску смешивать!

- Все же, большинство изделий у ребят - декоративные. Это украшения для дома. Ребята не спрашивают, мол, зачем мне эти "поделки" нужны?

- И.Х. А мы можем рассказать, что ты так можешь сэкономить деньги на подарки.

- В.Ч. Ребятам в старших классах нравится, что они сами могут что-то сделать, посушить голову, в технологии разобраться.

- И.Х. Мы как-то повели детей на Андреевский спуск, посмотреть на изделия из тамошней постоянной ярмарки: что там есть, какими техниками сделано. Дети вернулись в шоке. Они посмотрели цены и поняли, что на трудах могут научиться делать такое своими руками. Вот это мотивация (смеется).

Фото: Александр Хоменко / depo.ua

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook