Портал в Америку: Стартаперка о миграции украинских вещей и 100-тысячные заработки резчиков

Уже три года украинский маркетплейс ThreeSnails помогает нашим мастерам выйти на международный рынок. Одежду, украшения, посуду ручной работы активно скупают в США. Основательница компании Елена Вечканова уверена, что традиции в ремеслах – одна из фишек Украины в мире

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Портал в Америку: Стартаперка о миграции…

Команда стартапа помогает мастерам с советами, делает эффектные снимки изделий и продвигает работы в соцсетях.

Только за сентябрь этого года украинские handmade мастера заработали на маркетплейсе 1,8 млн грн. Заказчики же из США, Канады и Европы узнали, что Украина – не только проблемная, но и очень талантливая страна, которой удалось сохранить собственные традиции. А для Западного мира это уникальное явление...

Depo.ua пообщался с госпожой Вечкановой о старте бизнеса, истории успехов мастеров, спросе в мире на украинское и равнодушие диаспоры.

- Елена, ThreeSnails вырос из вашего же рекламного агентства. А как вы вообще начали работать на себя?

- В 2008 году я ушла из компании "Квазар-Микро", потому что лично мне было неудобно перед ее руководителем Евгением Уткиным и предприятием в целом. Ударил кризис, IT-бюджеты сократились, маркетологу – то есть мне – работы не было.

Устроилась в другую компанию, но там была практика не платить зарплату. После шести месяцев без денег я уволилась, а зарплату наконец выдали алкоголем. На тот момент на рынке предлагали максимум 5-7 тыс. грн. – значительно меньше, чем моя предыдущая зарплата. За такие деньги я не видела смысла работать. Поэтому начала ходить по знакомым, бывшим коллегам. Спрашивала, чем они занимаются. И вот одна девушка сказала: "Посоветуй мне агентство. У меня большие бюджеты, много задач, но ни одно агентство этого не сделает". Я взялась за ее проект, и потом все пошло легко. Немало моих знакомых оказались на руководящих должностях в крупных компаниях. Потом мы с партнером организовали производство широкоформатной печати.

- А после Майдана дела в рекламе пошли хуже...

- Мы начали терять рекламодателей. Сначала ушел Крым, то есть 15% заказчиков, потом Восток, а это еще 35%. Компании из других регионов просили большие скидки. Рынок рушился на глазах. Это начало терять смысл – я делила свою прибыль на 26 или 30. Я понимала, что это не бизнес.

- И тогда создали ThreeSnails. Почему выбрали именно handmade?

- В тот период я много путешествовала. В других странах люди спрашивали, откуда я. А когда я отвечала, что из Украины, грустно опускали глаза. Мне хотелось что-то противопоставить их представлениям. Как вот французы, например, говорят: "Зато у нас очень классный коньяк". Падение рекламного рынка и мое давнее желание определенным образом замкнули круг. Мы начали понимать: зачем быть там, где все, а денег нет. Почему бы нам не пойти туда, где деньги есть, и не найти то, что кому-то нужно. В мире есть тренд ручной работы, а в Украине она стоит очень дешево. И мы решили, что это будет история гордости за нашу страну, возможный вектор ее развития.

Украина может быть страной мастеров, но при этом еще и страной IT-шников и стартапов. Просто у нас есть миллионы людей, которые не знают английский и программирование. Их больше, чем дерзких предпринимателей.

- В чем преимущества именно украинского хендмейда?

- Постепенно, когда покупатели начали задавать нам вопросы, мы поняли, что для людей очень важна легенда, история. Товар сразу возрастает в цене, после того, как мастер говорит: "Такие платья делала моя мама, бабушка, прабабушка". То есть, династия не прерывалась. Это ценят больше всего.

Еще есть культурная составляющая. У нас много товаров являются оберегами, талисманами за счет геометрических орнаментов, цветовой палитры. Когда мы говорим покупателю, что в вышивке зашифрован определенный посыл, это воспринимается совершенно по-другому.

- Некоторых бы удивил такой интерес мира к традициям...

- Мне очень грустно, что нашу богатую культуру никто не хочет доносить миру, хотя это очень трендово. Миру нужен смысл. Информации много, а смысла нет. Дизайнерам одежды важно на что-то опираться. Они же не могут сказать: "Я сделал это желтую платье просто так". Им надо обосновать цвет и форму. Очень долго использовали африканскую культуру. Но принты типа зебры и леопарда дошли до такого глубокого масс-маркета, что всем надоели. И когда начали искать другие смыслы, орнаменты, символы, добрались до нашего региона. Вышиванка стала трендом номер один по версии Vogue в позапрошлом году. Очень хочется, чтобы кто-то об этом говорил и продвигал нашу культуру вперед. Ненавязчиво, очень нежно и правильно.

У ОТКРЫТЫХ ЛЮДЕЙ ПОКУПАЮТ ЛУЧШЕ

- Какие именно ремесла самые популярные?

- Больше всего у нас покупают изделия из шерсти – от ковриков до шапок, перчаток, носков. Очень много покупают вещей из дерева – ложки, блокноты, блюдца, подставки. По количеству они на первой позиции, а по деньгам несколько уступают, ведь, допустим, одна ложка стоит $5.

Хорошо продается традиционная керамика, детский текстиль.

- Кто из украинских мастеров заработал за месяц больше всего?

- На самом деле у нас много людей создали свои мини-производства с несколькими рабочими. Что же касается рекорда, точно не скажу, но вспоминается мастер по работе с деревом, который заработал где-то 150 тыс. за месяц. Ему 50 лет, и мы познакомились, когда он продавал какие-то примитивные изделия возле электрички. Мы поняли, что их качество при этом очень высокое и предложили делать по нашим эскизам подставки, полки.

Я горжусь тем, что люди в регионах хотят уезжать из Украины за границу на заработки, например, собирать клубнику. Я спрашиваю: "А сколько вы зарабатываете?". Они: "Около $500". И когда мы даем возможность заработать столько же или больше, оставаясь в своем доме с семьей, это очень вдохновляет.

- Ваша компания в поисках мастеров отправляется в цели экспедиции. Лично вы принимали в них участие?

- Конечно. Мне все это интересно и очень нравится. Когда начинаем что-то новое, я это делаю лично, какого бы уровня не была работа. Поэтому в первые экспедиции ездила сама, потом учила команду.

- Случалось подружиться с мастерами?

- Мы со всеми в дружеских отношениях. Приятно, что когда мы второй раз приезжаем в экспедицию в тот самый регион, нас всегда приглашают ночевать, пытаются всячески помочь.

В декрете девушки начинают пробовать шить какие-то вещи. Я сама мама, у меня двое детей. Мы эмоционально сходимся, вещи продаются, все это вырастает в маленький проект, в производство. Одна мама открыла свой маленький бренд, и ее вещи очень успешно продаются.

Есть странная тенденция, которую мне трудно объяснить. Если человек открытый и порядочный, у него хорошая энергетика, вещи начинают хорошо продаваться. Бывает иначе: мастер приходит к нам в офис, вроде и неплохие изделия, но человек какой-то закрытый. Продажи у него не очень.

- Многим мастерам отказываете? Что является основанием для отказа?

- Когда мы начинали, думали, что мы будем работать как классический маркет-плейс. Открыли сайт, регистрацию, запустили рекламу. Начали регистрироваться те, которые уже есть в сети. То есть, украинские бренды. А украинские бренды на американском рынке – понятие несуществующее. Они же вкладывают свой бренд в стоимость изделия. В итоге, нам трудно продать платье за $200, если в ассортименте есть за $15 – 20. Такое сотрудничество для нас убыточно.

Ну и, конечно, отсеиваем товары, которые не соответствуют нашим требованиям – дизайнеры смотрят, или уникальный товар, или высокое качество, а аналитики утверждают выбор.

Поэтому отказываем примерно 40-50%.

- У вас самой в гардеробе много вещей от украинских мастеров?

- Вообще нет. Я люблю черный цвет и активно занимаюсь спортом. Бывает, приезжаю на работу на велосипеде, из спортзала снова заезжаю в офис. Поэтому я почти всегда в спортивной одежде и люблю что-то очень повседневное. Никаких нашивок, цветов, украшений. У меня муж ювелир, но я очень редко ношу ювелирку.

А вот у дочек вышиванки. В школе несколько раз в месяц они обязаны прийти в вышиванках. Рубашку мужа его мама вышила своими руками, на полностью домотканом полотне. Он ее очень любит, очень гордится.

С ПРОЕКТОМ ПОМОГЛИ ЕВРЕИ

- В какие страны едет украинский хендмейд?

- Прежде всего, это Америка и Канада. 80% покупателей из Штатов. Они ценят энергетику ручного труда, ценят смысл, ищут легенду. По 4% продаж – это Франция, Германия.

- Вы много общаетесь с иностранцами. Какие у них сейчас представления, стереотипы относительно Украины?

- Украину очень жалеют, но жалеть хронически надоедает. При всем уважении, мы не дети Африки, и нам есть, что кушать. Стереотип такой: у нас тут война и опасно. Второй – у нас тут коррупция: кто-то живет очень богато, а кто-то очень бедно. На самом деле люди ничего не знают об Украине. Спрашивают: "А где это? А кто вы?". Когда говоришь: "Знаете, а у нас тут вековые традиции культуры производства", они не верят. Когда присылаю им фото, очень удивляются, что мы эти традиции сохранили. В США их никогда не было, потому что это страна переселенцев. А в Европе они исчезли во время индустриализации. Когда американцы узнают, что в Украине традиции не прерывались, они готовы эту тему развивать, писать об этом, говорить, покупать, рассказывать друзьям. Благодаря такому отношению мы и продаем товары.

- Вы зарегистрировали проект KickStarter, но собрать деньги не получилось.

- Да, мы долго думали, стоит ли там регистрироваться. Но я решила проверить жизнеспособность своей идеи. Узнать, кому нужны истории об украинских мастерах, видео, которые мы снимаем. Мы поняли, что в проектах социального предпринимательства, там, где есть тема продвижения страны, свои поддерживают своих. То есть мексиканцы – мексиканцев, американцы – американцев. Логично, мы надеялись, что нас поддерживают украинцы, наша диаспора. Но этого не произошло.

У меня есть чувство долга перед Украиной, что я должна что-то для нее сделать. Но она меня не поддержала. Параллельно с тем, как мы выложили проект на Kickstarter, написали в организации украинской диаспоры. Мол, задействуйте свои каналы, напишите о нас. Получила ответ: "Зачем вам деньги? Почему мы должны вас пиарить?".

Как ни странно, помогли евреи. Сделали все, чтобы привлечь знакомых журналистов. Просто мы им понравились, и такой проект нужен. Украине он нужен.

- Что стоит делать, чтобы Украина как государство достигла успеха? В чем тут главный секрет, по вашему мнению?

- Люди должны помогать друг другу. Вот евреи - замечательный пример. Достаточно сказать: "У меня тоже прадед был евреем", как они начнут помогать без всякой личной заинтересованности. Украинцам не хватает сплоченности. Вот как на международных фестивалях: казалось бы, украинцы должны объединиться, держаться друг друга. Но происходит обратное. Люди начинают прятаться, потому что видят друг в друге конкурентов. И это очень странное явление.

- Сейчас вы находитесь на лечении в Индии. Там, видимо, тоже вековые традиции хендмейда...

- Да, я здесь меньше месяца, и эта страна мне очень нравится. Мне повезло, что у меня есть люди, которые погружают меня в эту культуру. Здесь очень качественные изделия. Люди многие вышивают, шьют, создают ювелирные изделия из серебра. У меня есть мысли о том, чтобы начать работать с Индией. Под их ремеслами огромный культурный пласт.

Я делаю что-то, когда это интересно и приносит добро. А Индия живет очень-очень плохо, с украинцами не сравнить. Людям нечего есть, они умирают от нехватки чистой воды, еле набирают денег детям на хлеб. Но эмоционально это удивительная нация. Они очень благодарны за все, очень открытые. Мне очень хочется им помочь, но не знаю, станет ли это массовым явлением, буду ли я работать с большим количеством мастеров.

- Вы говорили, что после опыта с краудфандингом переформатируете проект. Каким образом?

- Думаю, вернусь не раньше, чем весной. Поэтому это время решила подумать, как его позиционировать. Раньше мы думали о "классных изделиях из Украины". Но до чего дойдем в конце концов, скажу потом.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme