Основатель Дня вышиванки: Кто страдал за возможность носить вышиванку, никогда не нарядит в нее кота

Вышиванки были на советском Донбассе и есть сейчас на оккупированном. Благодаря им потомки узнают правду о предках, а безразличные украинцы становятся патриотами

Основатель Дня вышиванки: Кто страдал за…

Об этом Depo.ua рассказала основательница и глава оргкомитета Всемирного дня вышиванки, соавтор и сценарист документального фильма "Наследие нации", Леся Воронюк. В 2017 году фильм об украинских вышиванках посмотрели в Канаде, Польше, Латвии, Турции, прифронтовой зоне, городах и городках Украины.

Это Леся. И она носила вышиванку когда это еще было не в тренде.

А через тринадцать лет нарядила в вышиванку почти весь мир. Без преувеличений. Леся Воронюк, будучи студенткой Черновицкого национального университета имени Федьковича, заложила основу Дня вышиванки, который теперь отмечает вся свободная Украина и тысячи украинцев за ее пределами

Источник фото: фейсбук-сообщество "День вышиванки", Диана Месс.

"Янукович - единственный президент, который не надел вышиванку, и вот видите, как закончил"

Начиналось все в 2006 году. Многим известна история о том, как студенты ЧНУ имени Федьковича постоянно ходили на пары в вышитых рубашках, как-то решили прийти в них все вместе, и таким образом заложили основу Дня вышиванки. С годами эта история обросла кучей легенд, например, что университетская молодежь, все как один, облачились в вышитую одежду из-за своего однокурсника Игоря Житарюка, которого преподаватель не пустил на пары потому что он был в вышиванке. В знак протеста.

"Все было не так воинственно, - смеется Леся. – Мы с Игорем вместе учились, и он действительно очень часто надевал вышитую рубашку на пары, как и я, как и другие студенты. Однажды мы с ним встретились на перерыве, оба в своих вышиванках, и я предложила договориться со всеми, что мы должны выбрать какой-то день и прийти так на пары. Он пригласил своих друзей из группы, я своих. Я хорошо помню, как пришла утром на факультет, было прохладно, студенты сидели в куртках, и я смотрю по рядам - неужели все без рубашек? А потом где-то там увидела, там, там... Такое облегчение!"

Вот так и прошел первый День вышиванки. Преподаватели тогда отнеслись по-разному – в основном младшие также начали чаще наряжаться в вышитые рубашки, преимущественно старшие говорили, что это студенческая акция, которая не имеет внутреннего содержания, и все равно ничего не изменит.

Леся уверена – они ошибались.

"Я знаю многих украинцев, которые сначала стеснялись надевать вышитую рубашку, не понимали, что она означает, были противниками вышиванок или безразличны к ним, а благодаря нашему празднику созрели. Эдакая эволюция национального сознания. Я знаю много случаев, когда поискав дома в сундуках вышитую рубашку ко Дню вышиванки, люди открывали для себя историю своего рода. Например, один парень, Ярослав Левицкий, рассказывал как отыскал рубашки деда в гараже, и когда стал расспрашивать маму, она рассказала, что тот был политзаключенным, отбывал ссылку в Норильске и ему туда те рубашки пересылали в ящиках, спрятав в двойное дно. Вернувшись домой, он привез с собой и вышиванки. Узнав об этом, Ярослав уже совсем иначе стал относиться и к дедушке, и к украинской истории, потому что одно дело, когда тебе преподают по книжкам, ну были политзаключенные, и были себе, а другое - когда ты понимаешь, что такое происходило и с твоей семьей", - рассказывает Леся.

Что касается преподавателей-скептиков Черновицкого вуза, личная победа госпожи Воронюк - в этом году впервые надел вышиванку один из тех, кто на протяжении 11 лет утверждал, что это неуместно и ни к чему не приведет. Последний бастион пал...

"Друзья из университета даже сбросили фото, - говорит. - Я поэтому очень радуюсь, потому что все же преподаватели имеют большое влияние на детское сознание, иногда даже большее, чем родители".

Снова у себя в вузе, где 11 лет назад все начиналось. Фото со страницы Леси Воронюк

Когда факультетский праздник охватил уже почти всю страну, организаторы (шестерка бывших однокурсников, которые на волонтерских началах занимаются им до сих пор) написали письмо тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу, чтобы он надевал вышиванку хотя бы раз в год. "Мы и к Виктору Андреевичу обращались, и к нынешнему президенту, - добавляет Леся. – Потому что отношение главы государства к национальной одежде – это важно. Конечно, от Януковича мы этого не дождались, и существует уже такая шутка, что, мол, Янукович - единственный президент, который не надел вышитую рубашку и вот, видите, как закончил". Кроме шуток, мы же знаем, что вышитая рубашка является оберегом".

А рубашка Игоря Житарюка, с которой все начиналось, теперь хранится на истфаке - для нее сделали специальное место под стеклом. Леся говорит, рубашка, вышитая сине-желтым, была его любимой, и Игорю непросто далось решение отдать ее в подарок университету. Но раз уж с нее начался такой мощный праздник, то он пошел на это.

"Где была рубашка, там была и Украина"

В 2007 году День вышиванки распространился на университеты Черновцов, на третий год это уже была городская акция, и понемногу начали присоединяться другие города Украины. В 2014-м праздник разросся до международного уровня, его отмечали, кроме Украины, Канада, США, Италия, Германия, Франция, Россия, Румыния, Португалия. В 2015 к акции присоединились около 50 стран.

В этом году День вышиванки совпал с Днем депортации крымских татар, но праздник решили не отменять – оба дня для Украины очень важны. Леся встретилась с председателем меджлиса Рефатом Чубаровым и подарила ему рубашку.

"Я чувствую после Дня вышиванки, когда мониторю сети, такой внутренний драйв, - говорит она на вопрос, не перехватывает ли дыхание от понимания того, что факультетский "междусобойчик" значительно вырос. – Но для меня это не является показателем того, что дело сделано, мы понемногу начали возвращать этот праздник в просветительское русло, чтобы люди не только надевали рубашку, а еще и понимали ее язык. С вышивкой надо быть очень осторожными, если вы хотите оригинальный узор, лучше обратиться к этнографам, не ищите в Интернете. Например, есть такая тема – зашифрованное имя в орнаменте, этого у предков никогда не было, это уже современный маркетинг. Красные маки – это не символ женской красоты, как утверждают продавцы, а символ траура. И наоборот, сорочки, вышитые черным – не траурные, на Сокальщине и на Борщевшине есть традиция вышивания черным, этот цвет символизирует достаток. А вот трезубцы на вышиванках, которые считают модным нововведением, наоборот, являются аутентичными. По крайней мере, на рубашках тридцатых годов я их уже видела. На Львовщине, на Галичине рубашки с вышитыми желто-синими трезубцами люди закапывали в землю, спасали от оккупантов. Людей выслали в Сибирь, они не могли их с собой забрать и оставалось просто надеяться, что когда-нибудь они вернутся на Родину, на свою землю и к ним. Знания о спрятанных рубашках устно передавали от родителей к детям, и уже в 90-х годах потомки тех украинцев начали их находить под землей. И я считаю чудом, что эти рубашки пролежали более полувека и не истлели. Словно зачарованные".

В этом году на День вышиванки в Черновцах проводили уличные этноуниверситеты: этнографы рассказывали о традиционных костюмах регионов Украины, коллекционеры показывали вышиванки с Луганщины и Донетчины - это очень важно, потому что рубашка является материальным доказательством того, что Донбасс с давних времен был украинским. То есть, там, где была рубашка, была и Украина.

Собственно, на Донбассе Украина и есть. Леся рассказывает про жительницу Луганщины, которая вышила себе рубашку на Пасху, но как раз началась война, их оккупировали. Она, понимая, что уже не сможет ее надеть, с польским журналистом передала рубашку своим дочерям в Киев. Ему действительно удалось ее вывезти и передать по адресу. А та женщина осталась на оккупированной территории – она любит свою землю и не находит в себе силы ее бросить.

"Вышиватник – это выдумка русских"

В этом году по соцсетям начали распространяться сообщения, что ко Дню вышиванки школьников обязали прийти в вышитых рубашках. В оркомитете говорят – это, может, не так уж и плохо.

"Мы всегда подчеркиваем, что нарядиться в вышиванку - исключительно добровольный поступок. Относительно садиков или школ – я не могу так категорично заявить, что я абсолютно против таких директив, если они есть. В школах, например, есть дресскод. На Новый год дети приходят в костюмах зайчиков, белочек. Если это нормально, то почему не нормально, в рамках украиноведения или изучения культурологии, надеть вышитую рубашку?" – говорит она. Тем более, что очень часто дети сами являются инициаторами Дня вышиванки у себя в школе, сами договариваются надевать вышитые рубашки, в том числе на выпускной.

Что действительно возмущает основательницу праздника вышиванки, так это вышитые носки, трусы, вышиванки на котиках и собачках и слово "вышиватник".

"Тысячи людей из-за вышитых рубашек ужасно страдали, гибли, терпели голод – вышиванка была для них символом непокоренности и того, что они являются украинцами. И в наше время, например, педагоги из Донбасса надевали вышиванки наизнанку, сверху надевали свитера и так на себе из оккупации вывозили. Вот казалось бы – ну бросьте вы их, потом себе новые купите, зачем рисковать здоровьем?! А они отвечают – это самое ценное, что удалось из дома вывезти. Думаю, люди, которые столько всего пережили за вышиванку, никогда не натянут ее на кота".

Источник фото: mignews.one

Все же есть определенные вещи, которые должны быть неприкосновенными, уверена Леся. Неуместно украшать вышивками животных и неадекватно для украинца этим словом ругать людей. В том, что это "вышиватник" придумали русские, она более чем уверена.

"У нас просто "вата", она не является национальным символом, - объясняет. - А они специально так завернули, чтобы задеть украинское, национальное. Очень обидно за украинцев, которые это слово ретранслируют - можно же, если что-то в человеке не нравится, каким-то другим прозвищем это описать, чем вам рубашки не угодили? Это то же самое, что на вас "мамавата" сказать, если вы маму любите..."

Фото со страницы Леси Воронюк

У Леси более сотни вышиванок – бабушкины, мамины, сестры, в их семье женщины создали совместную коллекцию, и кто какую хочет, ту и надевает. Так было издавна. Бабушка носила вышиванку в советские времена, мама – в советские и в девяностые, Леся первую получила, когда пошла в первый класс, и в старшей школе, когда девушки носили обтягивающие трикотажные кофточки, украинской национальной одежде не изменяла.

Проблем с задирами не было, но, признается, иногда становилось немного неловко, потому что на фоне сверстников выглядела чудачкой.

"Все девушки в футболках с "Титаником", а я будто... из села. Это было непростое чувство, тем более, для подростка. Но от родителей я услышала гораздо больше разумных доводов в пользу вышиванки, чем от ровесников в пользу "Титаника", - смеется Леся. - А сейчас видите как, вышиванка в тренде, почти каждый хочет ее носить".

"Если это снова не будет модным, вы же продолжите носить?" – спрашиваем. Леся мгновенно отвечает:

"Я точно продолжу".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook