Как Минобразования декоммунизировало первоклассников

МОН Украины изменило программы для 1-4 классов: от сложной, еще советской системы обучения-пытки малышей педагоги перешли к современной, детей будут учить не зубрить, а думать

Валя Котик
Журналист отдела «Жизнь», редактор отдела «Молодой укроп»
Как Минобразования декоммунизировало пер…

Журналисты depo.ua выяснили, что может измениться для учеников и их родителей
МОН взялся за разгрузку и обновление программ начальной школы.

Из-за жалоб учителей, родителей и детей на перегруженность программ начальной школы , несоответствие учебных программ возрастным особенностям детей и устарелость информации и подходов к ее преподаванию МОН вместе с Ed-Era.com при поддержке Международного фонда "Возрождение" создало более простую и логичную программу для 1-4 классов.

С 1 сентября в начальных классах больше не будут проверять чтение на скорость, на уроках физкультуры не будет нормативов и команд "равняйсь-смирно", а в 1-2 классах детей не будут заставлять зубрить наизусть таблицы умножения и сложения. Об этом на своей странице в "Фейсбуке" сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич.

Что именно ждет малышей, изложено в программе, представленной заместителем министра образования и науки Украины Павлом Хобзеем.

Отмечается, что программа прошла два этапа обсуждения, во время чего обработано 8236 комментариев от 4015 участников. Педагоги говорят, что учли дельные конструктивные предложения именно от учителей-практиков и родителей.

Модераторы работали в онлайн - режиме: отвечали на вопросы комментаторов, обрабатывали и обобщали присланные предложения и замечания, проводили разъяснительную и аналитическую работу

Наиболее активно обсуждались учебные программы по математике, украинском языку, литературному чтению и английскому языку. В результате изменено 13 программ для 1-4 классов

Як Міносвіти декомунізувало першокласників - фото 1

ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1. Снято фиксированное количество часов на изучение каждой темы.

Теперь учителя будут определять их самостоятельно, учитывая уровень подготовки класса, наличие учебно-методического обеспечения и региональные особенности

2. Снято дублирование содержания в учебных предметах "Основы здоровья", "Я в мире", "Естествознание"

3. Осуществлено перераспределение тем между классами, чтобы привести процесс обучения в соответствие с возрастными возможностями младших школьников и принципа здоровьесбережения

4. Унифицировали терминологию программ, которой должны пользоваться учителя и авторы учебников, ее приблизили к возрастным особенностям младших школьников

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

• Сняты сложные для учеников начальной школы темы: "Условное обозначение слов", "Способ условного обозначения предложения", "Составление предложений по представленной графической схеме"

• Усилено практическое ознакомление с предложением

Осовременен перечень словарных слов

• Сделан акцент на развитие устной речи, а не на построении предложений по схемам

Введен жанр эссе в 3-м классе, чтобы стимулировать детей свободно высказывать свое мнение (вместо текста-размышления, текста-рассуждения, текста-повествования, которые перенесены в старшие классы)

МАТЕМАТИКА

• Смещены акценты со знаниевых результатов на деятельностные (учтены предложения о необходимости дифференцировано подходить к учащимся с различными учебными возможностями)

В программах 1-2 классов сняты требования относительно знания наизусть таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20, таблицы умножения и деления

Учителя смогут самостоятельно увеличивать количество часов на изучение сложных тем, что обеспечит осознанное овладение соответствующим вычислительным навыком

ЧТЕНИЕ

Из круга чтения изъяты неактуальные советские авторы, добавлено современных (с использованием рекомендательных списков детской литературы от Национальной библиотеки Украины для детей и авторитетных электронных ресурсов)

• Планируется издание хрестоматии для учащихся начальных классов для серии "Школьная библиотека", в которую войдут произведения современных авторов

Отменен количественный показатель темпа чтения, сделан акцент на развитии качественного чтения детей – учитель должен развивать не только темп, но и способ чтения, выразительность, правильность, понимание прочитанного

Изменены подходы к анализу текста – оценивать не героя (положительный-отрицательный), а поступки, стимулировать ребенка выражать свои эмоции от прочитанного, развивать удовольствие от чтения, а не требовать выполнения инструкций

Як Міносвіти декомунізувало першокласників - фото 2

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

• вместо письма "слов, словосочетаний и предложений" – устный курс в 1 классе – развитие речи, способности вести простые диалоги (письмо вводится только во 2 семестре 1 класса, только буквы и простые слова)

• сокращены объемы высказываний в речевой компетенции "Разговор" и объемы письменных сообщений в речевой компетенции "Письмо".

• добавлены современные темы, интересные детям младшего возраста

• уточнены речевые функции описания эмоционального состояния.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

• Соблюдение принципа последовательности изложения материала и постепенности в наращивании сложности

• Уточнено терминологию

• Уменьшено количество проектов, при этом расширено их тематику, приближено к интересам детей

МУЗЫКА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ФИЗКУЛЬТУРА

уменьшено теорию, декоммунизировано содержание (изъято песни "Вниз по матушке, по Волге", "Священная война" и прочее), добавлено современных авторов, увеличено время на двигательную активность и творчество

• убраны психологически вредные игры, отменена муштра "равняйсь-смирно", добавлены современные активные игры на сотрудничество и взаимопомощь, добавлены здоровьесберегательные модули, убран контроль нормативов.

Следующими шагами педагоги назначили создание открытой онлайн-платформы, которая будет содержать образовательную информацию для учителей, учеников, родителей: от методик преподавания к видеокурсам и учебным материалам

ПЕРВЫЕ ОТЗЫВЫ

Министр образования от изменений в восторге.

"В четверг, 4 августа, Коллегия МОН утвердила разгруженные и обновленные программы начальной школы. С одной стороны, изменения коснутся примерно 10% содержания действующих программ, с другой - эти изменения являются реальным переходом к иной философии образования, которая соответствует 21 веку и европейскому развитию Украины: не давить на ребенка, а поощрять (вместо контроля темпа чтения на время - развитие выразительного, правильного чтения и понимания текста), не заставлять зубрить, а объяснять и давать возможность учиться на практических задачах (вместо летней зубрежки таблицы умножения - практическое овладение свойств умножения на уроках, развивать в детях умение высказывать свое мнение, а не мыслить за навязанными шаблонами (вместо "составление предложений по схемам" - развитие устной речи и составления эссе уже в 3-м классе)", - написала госпожа Гриневич на своей странице в "Фейсбуке".

Она подчеркнула, что "обновление программ никоим образом не понижает стандарты качества образования, а наоборот, высвобождает педагогическую свободу учителя и показывает другие, новые пути достижения качественного образования".

Бывший министр Сергей Квит в соцсетях пока что отмалчивается.

Одна из модераторов проекта, преподаватель Татьяна Беляева, которая принимала отзывы от родителей и учителей, радуется изъятию из программ избытка письма, что мешает детям развивать коммуникативные навыки с первых уроков и на протяжении всего первого года обучения, изъятию "советского и шансоноподобного контента",

"В украинском языке - дети в 1 классе не будут составлять предложения по схемам, а больше - на собственное усмотрение. А в 3-м - выражать мысли в свободной форме эссе. В украинском чтении - дети будут читать также и современные тексты современных молодых авторов. А главное - чтение будет оцениваться не по количеству слов по секундомеру, а по показателям качества - выразительность и понимание. В математике - детям во 2 классе не нужно будет зубрить таблицу умножения, не понимая ее принципа. В информатике - детям будут объяснять сложные вещи простым логичным языком. На физкультуре - будут упражнения по оздоровительной гимнастике и релаксации. На иностранном языке - дети будут практиковать диалоги, фонетические упражнения, озвучивать свои эмоции, слушать аудио, смотреть видео и писать коротенькие смс родителям (в 3 классе), писать Print Script. Вообще - писать карандашом! Разве это не счастье? Разве это не логические сдвиги на 25 год Независимости Украины?", - написала она.

По словам волонтерки, уже видно, что изменения понравились не всем

"Это было видно уже на коллегии. Какой-то процент людей скажет, зачем это все, это не имеет смысла, потому что ... ( много причин). Какой-то процент возмутится - а чего так мало изменили? Надо было кардинально! Будут люди, которые не будут верить в учителей. Будут учителя, которые не будут верить в себя. Но всегда будут те 10%, которые воспримут изменения с радостью, и будут лидерами изменений, и будут с легкостью демонстрировать остальным, как это здорово - менять что-то в пользу детей, и покажут это на собственном примере", - отметила она.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme