Как Минобразования декоммунизировало первоклассников
МОН Украины изменило программы для 1-4 классов: от сложной, еще советской системы обучения-пытки малышей педагоги перешли к современной, детей будут учить не зубрить, а думать
- Страна Укропов
-
5 августа 2016 14:37
Журналисты depo.ua выяснили, что может измениться для учеников и их родителей
МОН взялся за разгрузку и обновление программ начальной школы.
Из-за жалоб учителей, родителей и детей на перегруженность программ начальной школы , несоответствие учебных программ возрастным особенностям детей и устарелость информации и подходов к ее преподаванию МОН вместе с Ed-Era.com при поддержке Международного фонда "Возрождение" создало более простую и логичную программу для 1-4 классов.
С 1 сентября в начальных классах больше не будут проверять чтение на скорость, на уроках физкультуры не будет нормативов и команд "равняйсь-смирно", а в 1-2 классах детей не будут заставлять зубрить наизусть таблицы умножения и сложения. Об этом на своей странице в "Фейсбуке" сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич.
Что именно ждет малышей, изложено в программе, представленной заместителем министра образования и науки Украины Павлом Хобзеем.
Отмечается, что программа прошла два этапа обсуждения, во время чего обработано 8236 комментариев от 4015 участников. Педагоги говорят, что учли дельные конструктивные предложения именно от учителей-практиков и родителей.
Модераторы работали в онлайн - режиме: отвечали на вопросы комментаторов, обрабатывали и обобщали присланные предложения и замечания, проводили разъяснительную и аналитическую работу
Наиболее активно обсуждались учебные программы по математике, украинском языку, литературному чтению и английскому языку. В результате изменено 13 программ для 1-4 классов
ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1. Снято фиксированное количество часов на изучение каждой темы.
Теперь учителя будут определять их самостоятельно, учитывая уровень подготовки класса, наличие учебно-методического обеспечения и региональные особенности
2. Снято дублирование содержания в учебных предметах "Основы здоровья", "Я в мире", "Естествознание"
3. Осуществлено перераспределение тем между классами, чтобы привести процесс обучения в соответствие с возрастными возможностями младших школьников и принципа здоровьесбережения
4. Унифицировали терминологию программ, которой должны пользоваться учителя и авторы учебников, ее приблизили к возрастным особенностям младших школьников
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
• Сняты сложные для учеников начальной школы темы: "Условное обозначение слов", "Способ условного обозначения предложения", "Составление предложений по представленной графической схеме"
• Усилено практическое ознакомление с предложением
• Осовременен перечень словарных слов
• Сделан акцент на развитие устной речи, а не на построении предложений по схемам
• Введен жанр эссе в 3-м классе, чтобы стимулировать детей свободно высказывать свое мнение (вместо текста-размышления, текста-рассуждения, текста-повествования, которые перенесены в старшие классы)
МАТЕМАТИКА
• Смещены акценты со знаниевых результатов на деятельностные (учтены предложения о необходимости дифференцировано подходить к учащимся с различными учебными возможностями)
• В программах 1-2 классов сняты требования относительно знания наизусть таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20, таблицы умножения и деления
• Учителя смогут самостоятельно увеличивать количество часов на изучение сложных тем, что обеспечит осознанное овладение соответствующим вычислительным навыком
ЧТЕНИЕ
• Из круга чтения изъяты неактуальные советские авторы, добавлено современных (с использованием рекомендательных списков детской литературы от Национальной библиотеки Украины для детей и авторитетных электронных ресурсов)
• Планируется издание хрестоматии для учащихся начальных классов для серии "Школьная библиотека", в которую войдут произведения современных авторов
• Отменен количественный показатель темпа чтения, сделан акцент на развитии качественного чтения детей – учитель должен развивать не только темп, но и способ чтения, выразительность, правильность, понимание прочитанного
• Изменены подходы к анализу текста – оценивать не героя (положительный-отрицательный), а поступки, стимулировать ребенка выражать свои эмоции от прочитанного, развивать удовольствие от чтения, а не требовать выполнения инструкций
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
• вместо письма "слов, словосочетаний и предложений" – устный курс в 1 классе – развитие речи, способности вести простые диалоги (письмо вводится только во 2 семестре 1 класса, только буквы и простые слова)
• сокращены объемы высказываний в речевой компетенции "Разговор" и объемы письменных сообщений в речевой компетенции "Письмо".
• добавлены современные темы, интересные детям младшего возраста
• уточнены речевые функции описания эмоционального состояния.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
• Соблюдение принципа последовательности изложения материала и постепенности в наращивании сложности
• Уточнено терминологию
• Уменьшено количество проектов, при этом расширено их тематику, приближено к интересам детей
МУЗЫКА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ФИЗКУЛЬТУРА
• уменьшено теорию, декоммунизировано содержание (изъято песни "Вниз по матушке, по Волге", "Священная война" и прочее), добавлено современных авторов, увеличено время на двигательную активность и творчество
• убраны психологически вредные игры, отменена муштра "равняйсь-смирно", добавлены современные активные игры на сотрудничество и взаимопомощь, добавлены здоровьесберегательные модули, убран контроль нормативов.
Следующими шагами педагоги назначили создание открытой онлайн-платформы, которая будет содержать образовательную информацию для учителей, учеников, родителей: от методик преподавания к видеокурсам и учебным материалам
ПЕРВЫЕ ОТЗЫВЫ
Министр образования от изменений в восторге.
"В четверг, 4 августа, Коллегия МОН утвердила разгруженные и обновленные программы начальной школы. С одной стороны, изменения коснутся примерно 10% содержания действующих программ, с другой - эти изменения являются реальным переходом к иной философии образования, которая соответствует 21 веку и европейскому развитию Украины: не давить на ребенка, а поощрять (вместо контроля темпа чтения на время - развитие выразительного, правильного чтения и понимания текста), не заставлять зубрить, а объяснять и давать возможность учиться на практических задачах (вместо летней зубрежки таблицы умножения - практическое овладение свойств умножения на уроках, развивать в детях умение высказывать свое мнение, а не мыслить за навязанными шаблонами (вместо "составление предложений по схемам" - развитие устной речи и составления эссе уже в 3-м классе)", - написала госпожа Гриневич на своей странице в "Фейсбуке".
Она подчеркнула, что "обновление программ никоим образом не понижает стандарты качества образования, а наоборот, высвобождает педагогическую свободу учителя и показывает другие, новые пути достижения качественного образования".
Бывший министр Сергей Квит в соцсетях пока что отмалчивается.
Одна из модераторов проекта, преподаватель Татьяна Беляева, которая принимала отзывы от родителей и учителей, радуется изъятию из программ избытка письма, что мешает детям развивать коммуникативные навыки с первых уроков и на протяжении всего первого года обучения, изъятию "советского и шансоноподобного контента",
"В украинском языке - дети в 1 классе не будут составлять предложения по схемам, а больше - на собственное усмотрение. А в 3-м - выражать мысли в свободной форме эссе. В украинском чтении - дети будут читать также и современные тексты современных молодых авторов. А главное - чтение будет оцениваться не по количеству слов по секундомеру, а по показателям качества - выразительность и понимание. В математике - детям во 2 классе не нужно будет зубрить таблицу умножения, не понимая ее принципа. В информатике - детям будут объяснять сложные вещи простым логичным языком. На физкультуре - будут упражнения по оздоровительной гимнастике и релаксации. На иностранном языке - дети будут практиковать диалоги, фонетические упражнения, озвучивать свои эмоции, слушать аудио, смотреть видео и писать коротенькие смс родителям (в 3 классе), писать Print Script. Вообще - писать карандашом! Разве это не счастье? Разве это не логические сдвиги на 25 год Независимости Украины?", - написала она.
По словам волонтерки, уже видно, что изменения понравились не всем
"Это было видно уже на коллегии. Какой-то процент людей скажет, зачем это все, это не имеет смысла, потому что ... ( много причин). Какой-то процент возмутится - а чего так мало изменили? Надо было кардинально! Будут люди, которые не будут верить в учителей. Будут учителя, которые не будут верить в себя. Но всегда будут те 10%, которые воспримут изменения с радостью, и будут лидерами изменений, и будут с легкостью демонстрировать остальным, как это здорово - менять что-то в пользу детей, и покажут это на собственном примере", - отметила она.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов
Все новости на одном канале в Google News