"Рожаница": "Де же те сито", сексизм и хитрость с фольклором

Месяц назад ленты соцсетей заполонил группа "Рожаница" с украинским этно-кавером на мировой хит Despacito. Они сделали современную песню народной и через 9 лет с начала работы в группе проснулись звездами

"Рожаница": "Де же те сито", сексизм и х…

А теперь, благодаря своему "сито" протягивают на радио и телевидение настоящий украинский фольклор. Участники группы рассказали Depo.ua про свой хитрый ход с хитом в фольклорном стиле, ответили на упреки о сексизме и научили нас, какой песней встречать Масленицу

- Песня про сито – это чистый стеб или там есть какой-то скрытый смысл? Учитывая, что у вас сито на голове?

Екатерина: Это пародия на шутливые украинские песни, в которых всегда высмеивали недостатки, показывали не очень умелую и работящую жену. В песнях украинцы часто любят жаловаться на судьбу: и кушать не готово, и муж пьяница, и бедные, но все это не мы, это судьба такая. Мы сделали пародию на эти песни.

Если слушать только текст и не смотреть на видео, кажется, что жена бедная-несчастная, так она мучилась, тут еще и муж пришел ее избил. На самом деле жена - это сито где-то просто забросила и такая: ой, сито пропало, я ничего не смогла сделать, а муж такой плохой.

Дарья: Вставка о вареничках – это уже прямой стеб на шароварщину.

- Вас обвиняли в сексизме и якобы оправдание домашнего насилия.

Татьяна: Самое печальное, что никто не вступился за мужчин. На видео мы так жестоко над ним издеваемся, заставляем готовить кушать, бьем. Они остались голодные. И никто за них не заступился

- А это издевательство над мужем – заставлять его готовить кушать?

Татьяна: Для какого-то мужчины может и да... Там прямо показывается, что женщина весь день занималась своими делами, красила ногти, говорила по телефону, ходила с кумой в кабак. А мужчина может с тяжелой работы пришел голодный, хотел, чтобы она его обняла и вареников на стол поставила. А случилось так, что сам стал к плите, она его еще и избила, устроила скандал.

Анна: Каждый видит то, что ему ближе по душе. Может те, кто увидел насилие, в жизни с этим сталкивались. Каждый видит через свою призму. И кроме того – мы писали на основе фольклорного материала, а не все люди может знают, что раньше считалось нормальным, когда женщина готовила еду, а муж мог ее набить, если считал бездельницей. Общественная мораль это позволяла.

- По вашему мнению, для Украины актуальна тема домашнего насилия?

Павел: Очень. Государство должно следить за этим. Именно с ситуации в государстве многое начинается в семье. Те же самые семейные ссоры из-за финансов – потому, что зарплаты маленькие, а цены высокие

Дарья: Начиная с того, что во многих семьях неравномерно разделены права и обязанности, и заканчивая тем, что многие женщины и мужчины совершают насилие над своим партнером. Не только физическое, но и моральное

Евгений: Так, знаете, кап-кап-кап на мозги. У нас же не принято, чтобы человек пошел к психологу. Мы еще не привыкли даже друг с другом в спокойной обстановке общаться, сразу ругань, крики, кто-то плачет...

Татьяна: А почему мы перекладываем ответственность на государство? Каждый начинать должен с себя. Человек, в семье которого не было насилия, встретившись с ним, максимально стараться этого избежать: расторгнуть брак, или обратиться к психологу.

Екатерина: Как раз накануне выхода нашего клипа в СМИ шла программа "16 дней без насилия", освещали эти проблемы, проводили конференции, распространяли номера телефонов доверия, куда женщина может обратиться. Что-то делается, но этого недостаточно видимо.

- Вот так от песни-шутки к проблеме домашнего насилия

Дарья: Цели такой не было, но если мы таким образом подняли эту тему - то мы очень рады

- Как вы думаете, почему "Де же то сито" стало хитом? Сейчас - это ваша самая популярная песня?

Екатерина. Да. Ну, во-первых, оригинал является хит, музыка очень резвая. А в Украине это стало хитом, потому что кто там понимает эти испанские слова? А тут такая себе шутка (я считаю, что шутка у нас получился удачная), она веселенькая, хорошо ложится на этот ритм, поднимает настроение.

По поводу того, почему она является нашей самой популярной работой – мы обычно поем аутентику, придерживаясь всех нюансов исполнения. Аутентичные песни - это специфический жанр и он не настолько популярен, как развлекательная музыка, потому что это и изначально не было развлекательной музыкой. Половина из традиционных песен – обрядовые, их пели в определенное время с определенной целью. Да и в принципе народную музыку не все любят. Я сама аутентику слушать больше двадцати минут не могу. Хотя петь могу целый день.

- Как считаете, это нормальная практика, что в Украине почти все этно-исполнители выступают преимущественно на фестивалях, а на радио и телевидении их почти не берут?

Екатерина: СМИ распространяют определенный формат и у меня от этого формата иногда волосы встают дыбом. Если СМИ созданы, чтобы распространять информацию, то пожалуй надо брать разнообразное, а не так, что когда это хорошо хавает, значит это и есть формат.

Анна: Для того чтобы следующие поколения могли себя идентифицировать как украинцы, мало просто знать язык. Надо действительно знать традиции, отличать украинскую песню от испанской не только по языку, а внутренне. Поэтому народное творчество, в том числе фольклор, должны быть доступными в СМИ.

Евгений: То что сейчас квоты сделали – это шикарно.

- Вы бы хотели получать помощь от государства? Как считаете, должно ли вообще государство помогать коллективам, которые популяризируют украинское народное?

Татьяна: Мы боимся обращаться к государству, чтобы не стать во-первых шароварщиной, и во вторых собачками, которыми затыкают все дыры. Спонсору всегда нужна какая-то отдача и право самому заказывать музыку

- То есть вы бедные но гордые?

Павел: А кто сказал, что мы бедные. Мы богаты! ...в душе. (все смеются)

- Как считаете, что страшнее – музыкальная шароварщина или, как Микитюк говорит, беременнотворчество? Что больше плавит мозг человеку?

Дарья: Шароварщина - это подмена понятий, и для нас как нации это составляет опасность. А беременнотворчество – это в принципе странная вещь. И то и то примитивизирует человека, опускает его до уровня каких-то примитивных инстинктов.

- Вот если бы вам сказали: у вас будут миллионы просмотров, но вы меняете направление работы. Поете или шароварщину, или вимахиваете на камеру прелестями?

Екатерина: Если бы мы стремились к такой популярности, то уже давно пели бы шароварщину

- Почему она так популярна до сих пор? В маршрутных автобусах, в столовых, в других публичных городах ее слышно

Екатерина: Так семьдесят лет культурной оккупации!!

Евгений: Давайте не будем забывать, что это песни с очень примитивными текстами, а всяческая глупость обычно очень хорошо запоминается.

- Ну, "Де же то сито" тоже очень быстро запомнилось...

Анна: Да я сама его уже два месяца напеваю...

- Спойте уже новый кавер, чтобы он выбил тот предыдущий

Павел: Мы ждем какой-то новый хит. Вот он выйдет, мы его переварим.

Татьяна: Шароварщина популярна, потому что долгое время не было ей альтернативы. Она подавалась как украинская культура, а аутентика не была доступна даже исследователям-фольклористам. Евгений Ефремов, один из самых известных в Украине исследователей фольклора, рассказывал, что первый раз услышал настоящий фольклор, только когда поехал в деревню. У него был шок: почему он, фольклорист, не слышал раньше настоящего народного пения. Вот такое было сознательное уничтожение украинской аутентики навязыванием простенького шароварного, замены им настоящего.

Павел: По шароварщине. Иногда едешь в маршрутке, там играет радио. Ну и да, у нас сейчас на радио квоты и это хорошо. Но какую они музыку крутят украинскую! Я не понимаю, где они ее нашли?! Это вообще музыка?!

Они такую музыку ставят, как будто у нас украинского ничего нет, при том, что за последние два года очень много украинских групп, украиноязычных, стали известными они пишут классную музыку. У молодежи теперь есть что слушать. Этого у нас не было. А по радио ставят такое, что иногда доехать куда-то спокойно не можешь, хоть уши затыкай.

- Вы носили свои работы на радио?

Екатерина: Наш руководитель Инна Ковтун периодически рассылает на все радиостанции, но мы еще не слышали. Хотя нет, несколько государственных радиостанций крутят.

Павел: Или если какой-то праздник, нас приглашают на передачи, чтобы мы рассказали о праздновании, обрядах, традициях (Основой деятельностью ансамбля является аутентичное пение, воспроизведение традиционной календарной и семейно-бытовой обрядности, проведение мастер-классов по народным танцам, росписи пасхальных яиц и изготовлению кукол-мотанок, - ред.)

Евгений: Приглашают, чтобы говорить о празднике, а спрашивают о Despacito...

- Кажется через год вы будете ненавидеть эту песню. Уже даже сейчас видно, что вы от нее устали, что неприятно

Екатерина: Неприятно потому, что у нас в репертуаре около 400 песен. Мы поем уже около десяти лет, но стоило один раз пошутить и теперь "Рожаница" - это "Де же то сито"

Евгений: А может это и надо было сделать, потому что теперь нас приглашают на телевидение и мы начали популяризировать народное. Мы там поем народные песни.

Павел: Да, мы гнем свою линию!

Екатерина: Нам говорят: спойте "Де же то сито". Мы говорим, нет, мы будем петь колядку. Ну, говорят, ладно, спойте колядку, но потом и "Де же то сито". И вот, смотришь, уже и фольклор в эфире.

Мы понимаем, аутентика в чистом виде не так актуальна в нашей жизни, потому что жизнь изменилась. Но она должна быть основой для вариаций. Любые вариации, что в песне, что в одежде, что в других народных направлениях должны опираться на подлинные образцы, которые вышли из народа. Наши песни, наши наряды передавались столетиями, лишнее отсеивалось. Это настолько существенный фильтр качества! Поэтому очень важно изучать аутентичность во всем, ибо только имея в основе вот это настоящее, отфильтрованное веками и сотнями тысяч людей, можно сделать действительно высококачественный продукт. А опираясь на шароварщину вы получите только шароварщину

НЕБОЛЬШАЯ СПРАВКА (а в конце - бонус):

Группа "Рожаница" - это коллектив из девяти участников, которому десять лет. Выпустили три сборника, осенью готовятся выпустить четвертый.

Первая "Ворота, расходитесь" (2012), в ней представлен годовой календарный цикл. Все начинается с Рождества, колядок и щедривок, а далее через веснянки, купальские и петровчанские песни приходит до осени, до свадебного обряда. Это украшено всевозможными бытовыми, лирическими, шуточными и застольными песнями.

"Смородина – то не ягода" (2015). Основой стали семейно-бытовые и семейно-обрядовые песни.

"Загадайте колядовать" (2016). Яркие образцы колядок и щедривок, которые традиционно исполняются на зимние праздники от Рождества до Крещения, а также несколько шуточных песен, собранных в полевых исследованиях в различных регионах Украины.

Группа является лауреатом Всеукраинских и Международных фестивалей, выступала в Латвии, Эстонии, Канаде и США.

И специально для читателей и зрителей Depo.ua группа "Рожаница" спела песню к Масленице.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook