"Независимость 1918": Как играя понять революцию и освободить Крым и Донбасс

Группа историков и исследователей разработала настольную игру "Независимость 1918", в которой каждый может спасти Украину от оккупантов, врезать большевикам и наконец закрыть гештальт "голых-босых", "преданных", "угнетенных" и "многострадальных"

"Независимость 1918": Как играя понять р…

Авторы-разработчики игры - руководитель Wild Fox Film Борис Роженко и историк Сергей Громенко рассказали Depo.ua, чему она может научить и как в нее играть.

1918 год, Украина под гнетом большевиков. Все города оккупированы красными. Игра начинается с того, что каждый участник выбирает себе одного из четырех полководцев (Болбочан, Вдовиченко, Дяченко, Петров), получает 30 рублей, покупает себе бронепоезд, чтобы двигаться по карте и нанимает войско. Ваша цель – освободить Украину от большевиков.

Можно играть одному человеку, максимальное количество игроков – четверо. Армия большевиков противодействует каждому из вас. Игра предполагает, что полководцы будут проходить ее объединившись, но ничто не мешает участникам начать воевать между собой. И, как показывает практика, это чаще всего заканчивается эмиграцией (читай – проигрышем), а из-за амбиций одного человека страдает вся страна. По городам прокатывается большевистская орда, освобождение откладывается на неопределенный срок.

"Одно из больших преимуществ этой игры – колода войск УНР, - рассказывает автор Борис Роженко. – Благодаря нашему соавтору и историческому консультанту Сергею Громенко, 42 из 46 карт в этой колоде - оригинальные подразделения, которые функционировали в период Украинской революции. То есть игрок нанимает реально существующее подразделение".

Передвигаться ваш боевой отряд будет на бронепоезде. В основу игры положены реальная карта железнодорожных путей 1917 года, поскольку все строилось вокруг железной дороги. Поезд – это, как говорят в покере, рука игрока, он позволяет перемещать по карте свои боевые отряды и чем больше у вас бронированных вагонов, тем больше войско вы сможете перевезти. Бронированные поезда в игре также соответствуют тем, которые реально существовали в те годы и участвовали в исторических событиях.

Борис Роженко

"Я бы никогда не стал делать игру про Украинскую революцию, в которой бы не было бронепоездов. Это моя любовь и слабость, эти стальные монстры, которые напоминают космические корабли из "Звездных войн"!", - рассказывает Борис Роженко. – Вообще, над игрой работали десять разработчиков. Кроме нас с Громенко - историк Василий Павлов, художник Алексей Руденко, художник-постановщик Свят Дикий, директор кино-фотоархива Владислав Берковский, он пустил нас в фонды, чтобы мы могли проиллюстрировать игру. Инвесторов интеллектуальной собственности и собственного времени очень много и каждый вносил что-то свое".

Игра основана на исторических событиях. Например, каждый из четырех полководцев имеет собственную скорость передвижения по карте, которая отражает стратегию и тактику, что присущи ему в реальности. Например, Болбочан – полковник стремительного прорыва, он движется со скоростью три шага по карте. Кроме того, каждый полководец - это не просто персонаж за которого можно играть, он дает игроку бонусы, основанные на реальных талантах, которые он проявлял на поле боя.

Например, Петров, поскольку он - участник зимнего похода и организовал более-менее качественные курсы подготовки новобранцев, дает бонус +3 к определенным родам войск.

Линия фронта отсутствует. Клетки, которые изображены серым цветом – промежуточные станции, их захватить нельзя и на каждой засела местная анархическая банда, с которой придется драться. При этом, если вы обладаете войском вдвое больше, чем большевистское, то в маленьком или среднем городке они не вступят с вами в бой и будут удирать в ближайший крупный оккупированный город, таким образом усиливая его гарнизон и усложняя последующее его взятие.

Места выдающихся сражений времен Украинской революции дают игрокам бонусы. Например, Круты дают +2 силам войска. Тех, кто в украинской истории – дуб-дерево, но заинтересуется игрой, это может вдохновить хотя бы залезть в Википедию и почитать, где эти Круты и что там происходило. Этот ход – что-то вроде американского "Помни Аламо", объясняет Роженко.

Сергей Громенко добавляет, что знать историю Украины игрокам в "Независимость 1918" - необязательно. Здесь история скорее является приятным бонусом. Вы сначала играете, игра вас захватывает и уже потом вы можете захотеть что-то почитать и глубже разобраться в событиях Украинской революции.

Сергей Громенко

По механике игра, если не вдаваться в детали, построенная по принципу "Монополии", но многие специалисты в этой области отмечают, что подобной механики пока не существует.

"Наверное, это потому, что у нас не было никакого опыта в создании настольных игр. Я придумывал игру для себя и своих друзей, с которыми мы работали над циклом "Победы Украины", - говорит Роженко. – Рисуя очередную схему во время подготовки "Украинский блицкриг – освобождение Крыма" (о Болбочане), я долго смотрел на карту Украины и наконец увидел в ней игровое поле".

Кроме поля – карты, карточек поездов, полководцев, городов, денег (это фотокопии подлинных старинных украинских рублей) есть еще карты событий. Всего их 24, игроки вытаскивают из колоды одну в начале каждого круга. Когда доходит до десяти, из Курска начинается контрнаступление – по одной армии большевиков на каждого игрока. Эти армии движутся по кратчайшему маршруту, оккупируют уже освобожденные города, усиливают гарнизоны в еще не оккупированных. И все, что нажито непосильным трудом, уничтожается. Здесь полководец может или уехать в эмиграцию, или попытаться спрогнозировать, как красные будут двигаться, бежать, нападать, подставлять союзников под удар.

Игра заканчивается после того, как закончится еще одна, финальная контратака красной армии. На каждого из игроков будет наступать армия из четырех отрядов большевиков, кому-то могут достаться тяжелые батареи и броневики, а кому-то - пищевой конвой. Но опять же таки, осознавая, что вам не победить, вы всегда можете подставить своих союзников.

Карты событий – это искусственный интеллект игры, они руководят гарнизонами оккупированных городов, могут их увеличивать, концентрировать в определенных участках или заставлять отступать. Это делает каждую партию уникальной. Разработчики уверяют, что сыграли уже более 60 партий и ни одна не повторилась.

Несмотря на то, что разработчики стремились создать не просто развлечение, а интерактивную энциклопедию Украинской революции (с декабря 1917 по май 2018), исторический консультант, кандидат исторических наук, журналист и публицист Сергей Громенко ревностно отслеживал, чтобы железнодорожные пути, по которым ходят игроки, изображения городов и денег отвечали тогдашним, чтобы подразделения, которые прославились во время войны, имели больше бонусов, чем рядовые, подбирал персонажей и участников.

Но, ради играбельности, исторической достоверностью жертвовать все же пришлось. Например, в игре большевиками оккупированы все города. Игровой мир открыт, и полковники могут как угодно конкурировать, враждовать и кооперироваться.

"Надо понимать, что если игра на 100% будет соответствовать исторической реальности, в нее можно будет сыграть только один раз, - объясняет Громенко. – Чтобы сделать реиграбельный процесс, необходимо было местами отойти от исторической реальности - самое главное изменение в том, что в игре отсутствуют союзники, украинские войска идут самостоятельно. В целом же, мы нигде не создаем таких условий, которых не могло бы быть в реальности, не даем украинским войскам преимуществ, которых они не имели, не прокладываем дороги Брест-Литовский в Севастополь за один день".

Всем авторам было очень важно, чтобы в игру хотелось возвращаться снова и снова. Это бы обеспечило определенный интерес к историческому периоду, люди бы начали больше читать, отмечает Борис Роженко.

"Почему мы взялись за идею именно настольной игры – амплуа у Украинской революции – негативное, оно о проигрыше, предательстве и поражении. На самом же деле была не только измена, но и огромное количество блестящих боев, гениальных побед, были достойные подражания примеры. Игра позволяет, с одной стороны, больше узнать про этот исторический период, а с другой, учитывая, что в ней заложена возможность победить – посмотреть на него более оптимистично, - говорит автор. Соавтор подхватывает: мы находимся в плену формулировки Винниченко,что историю Украины нельзя читать без брома, но это преувеличение.

"Почему мы взялись за этот период – у нас через сто лет после тех событий и через три года после Революции Достоинства, наконец стали доходить руки до того, чтобы переосмыслить Новейшую историю. В 2014 году все существование Украины оказалось под вопросом и никому не было дела до игр, но в 2015-м, пережив первый шок, мы начали осознавать, что ровно сто лет назад все происходило почти один в один. Те же, только красные, а не зеленые человечки врывались в украинские города, прикрываясь местными большевиками, объявляли народные республики. Так же из Киева спрашивали у Москвы, что происходит, а Москва отвечала: наших войск там нет, это у вас гражданская война. Нынешние события актуализировали события столетней давности, украинцы начали переосмысливать свою историю. И вот как раз настольная игра помогает привлечь к процессу переосмысления тех, кто толстых книг не читает".

Читайте также Настольная игра "Крыивка": Как украинцы играют в повстанцев и Нквдистов и чему их это учит

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook