Стоит ли вооружать украинских детей

Воинственно настроенные родители делают детям гораздо больше вреда, чем военные игрушки

Стоит ли вооружать украинских детей…

7 сентября в мире отмечается День отказа от военной игрушки. В 1987 году Всемирная ассоциация помощи сиротам и детям, лишенным родительской опеки предложила учредить этот день, когда активисты призывают заменить игрушечные пистолеты, пулеметы, мечи, сабли, шпаги, ножи, дубинки, танки, самолеты на спортивные машинки, кукол и плюшевых мишек.

Стоит  ли"пристраивать" эту инициативу к современной Украине? Не преувеличивают ли вред от игрушечного оружия, военной техники и солдатиков. Да и вообще, есть ли смысл заменять мальчику танк и пистолет на мягкую игрушку, если ему нравится играть в войнушку. Об этом журналисты depo.ua спросили в украинских психологов.

"ЖЕЛЕЗНЫМИ МАШИНКАМИ ДЕТИ ЛОМАЮТ ДРУГИЕ МАШИНКИ"

В Украине замечательный рынок военных игрушек – есть такие, что и мальчики старше тридцати ними с удовольствием бы играли. Модели танков, БТРов, ЗИЛов и "УРАЛов" с великолепной детализацией, конструкторы танков, кораблей и самолетов, солдатики, что их надо раскрашивать собственноручно, сабли, мечи, пистолеты и автоматы. Некоторые из них трудно от настоящих отличить.

Чи варто роззброювати українських дітей - фото 1

Игрушки недешевые: танк стоит 425 грн, БТР - 355 грн, джип с украинской символикой - 235 грн, ЗИЛ - 425 грн. Продавец говорит: машинки пользуются хорошим спросом, но обычно – у взрослых, их покупают или себе в коллекцию, или в подарок. После вопроса, а почему же не покупают такие малым, удивляется:

"Знаете, что дети обычно делают с железными машинками? Ломают ими другие машинки. Вам эту красоту не жаль?" – говорит и даже инстинктивно прикрывает "танчика" рукой. Среди малышей, рассказывает продавец-консультант, среди военных игрушек популярные автоматы, которые стреляют шариками, водой, другое оружие, большие машины с работающими элементами.

"Вообще-то, какого-то особого спроса на игрушки "о войне" с началом АТО я не вижу, - рассказала depo.ua другая продавщица. - Есть дети, которые больше любят оружие, машинки, конструкторы, и от того, что началась война, они не перестанут играть в машинки. Но игры действительно могут стать другими - в конце, и с конструктором можно играть в АТО. Мой сын, например, блокпосты строит, а потом бомбит".

ВОИНСТВЕННЫМ РЕБЕНКА ДЕЛАЮТ НЕ ИГРУШКИ, А РОДИТЕЛИ

Психологи говорят – сама по себе игра в военные игрушки опасности ребенку не несет. Главное здесь, чтобы взрослые не вели себя как идиоты, утверждает социальный психолог Олег Покальчук.

"Я думаю, что какие-либо попытки организованного управления детскими играми, особенно в исполнении взрослых, бессмысленные с точки зрения ожидаемого результата, - объясняет он. - В детских игрушках важно, чтобы они были удобны для ребенка, чтобы они были инструментом игры, а не объектом тщеславия родителей (зачем кораблик, если нельзя играть в луже), и чтобы они были безопасными. Хотя, ребенок способен играть с чем угодно. А относительно того, что игрушечное оружие, модели техники способны воспитать у ребенка жестокость, агрессию и желание воевать – это чушь. Это возникает от тупых родителей. Ребенок учится не у игрушек, а у людей".

При этом, родители могут использовать игру, и военные игрушки ребенка, чтобы помочь ему пережить стресс, связанный с войной. Если папа воюет в АТО, погиб или ранен, если пришлось бежать из под обстрелов, родственники способны помочь ребенку. Кому подойдет групповая игра с мячом, кому-то тир с фотографиями врага – тут уже все индивидуально, стоит посоветоваться с детским психологом.

Психоаналитик Наталья Улько считает, что тягу к насилию воспитывают не военные игрушки, а обстоятельства, в которых растет ребенок. В свою очередь, игрушки имеют огромную роль в становлении ребенка как средство когнитивного узнавания и эмоционального развития. То, что ребенок чувствует, но не может еще выразить, он проигрывает через игру.

Таким образом, если он будет видеть насилие, он воспроизводит его в игре.

"То есть нельзя сказать, что ребенок вырастет бандитом из-за того, что он имеет игрушечный пистолет", - улыбается Наталья. - Ребенок может контролировать игру, это очень важный момент. Когда ребенка ведут от стоматолога, где ему было страшно и неприятно, она дома играет в стоматолога. Таким образом проигрывая ситуацию, делая ее не страшной. Это такой способ "переваривания" собственных эмоций. Потом они будут играть в учителя, продавца и профессия военного также никуда не денется"

Надо только наблюдать за тем, чтобы игрушки не были слишком реалистичными: если они будут напоминать настоящее оружие, может возникнуть определенное привыкание.
При этом когда ребенку страшно и он боится темноты, игрушечный меч может дать ему ощущение того, что он имеет свой инструмент защиты. Таким образом, военная игрушка может сослужить добрую службу.

"Войны и военная техника в играх были всегда - мы в своем советском детстве тоже играли в войну, в казаков-разбойников и вместо оружия брали палки. Все равно мы не можем исключить агрессивный компонент из жизни ребенка. Более того – с детьми надо все проговаривать и игрушки здесь могут иметь терапевтическое значение, - объясняет Наталья. - Мы рекомендуем играть с ребенком, если вы хотите лучше понимать его и научить его высказываться о своем эмоциональном состоянии. Поэтому говорить, что у нас нет войны и агрессии, давайте все военные игрушки соберем и выбросим – это может быть позицией страуса".

Стоит не забывать, что больше за  игрушки, изменились детские игры. Во время Революции достоинства малышня играла в "Беркут" и майдановцев, строила баррикады. Сейчас дети играют в сепарев и бойцов АТО. Иногда даже похороны...

Психолог Елена Кривошта рассказывает, как можно проиграть детское напряжение

"Мы устроили военную игру в одном из парков. В ней приняли участие родители и дети. Играли по-серьезному: разделившись на две команды, с госпиталем, где работали девушки, военными базами, спецназом. Все постреляли, а победила дружба - мы объединили флаги двух команд - желтый и голубой. Получился флаг Украины. После этого я наблюдала за детьми: ребята, которые были нервными, таскали за игрушечное оружие - успокоились, перестали устраивать истерики и начали больше внимания уделять мирным играм: конструктору и пазлам. Мы в правильном ключе пережили их тревоги и страхи, не по-взрослому, а по-детски. Пережили, переиграли"

ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ: СОЛДАТИКИ ДЛЯ ГИТЛЕРА

Солдатики является одним из древнейших декоративных произведений, но с начала с ними не игрались. Вплоть до средних веков - тогда их изготавливали для обучения рыцарских детей искусству баталий. Военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.

В 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I коллекцию фигурок пеших рыцарей. Известна коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII. Крупное игрушечное войско было у Людовика XIV, чья картонная армия состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов.

В распоряжении Петра Первого была большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были фигурки из дерева, воска, свинца, ваты, закрепленной сахарной пудрой, кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков, а на столе - игрушечная крепость, где он разыгрывал сражения.

Оловянный солдатик в современном виде появился около 1730 г. в Германии – создателей вдохновила армия Фридриха Великого.

Солдатиков в качестве детских игрушек для широкой общественности массово начали производить в 30 годы в нацистской Германии. Накануне войны этот мощный способ воспитания пропаганды появился и в Советском союзе. При этом, на высшем уровне устами ведущих военных спецов звучала критика внешнего вида солдатиков, которые, по мнению экспертов, своим уродством компрометировали Красную Армию "ее большое будущее дело", и давали детям неправильное представление об образе красноармейца.

В середине 60-х годов в СССР приходит эпоха пластмассового солдатика, а еще через 10 лет в Донецке начали выпускать объемные фигурки не только солдат, но и индейцев, пиратов, викингов. 

Игрушечное стрелявшее оружие появилось в 1886 году - появление ружей было связано с послевоенным периодом, когда некоторые производители оружия перерабатывали свою продукцию для нужд детворы. Но родители опасались покупать такое детям: "стволы" были тяжелыми и могли стать оружием даже без патронов.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme