ТОП-9 нынешних украинских книг для подростков

В этом году издатели оказались щедрыми на книжки для подростков

За писательскую клавиатуру сели как известные авторы, так и дебютанты, передает Depo.ua со ссылкой на "Украинскую правду".

ЧАТ ДЛЯ ДЕВУШЕК

"Издательство Старого Льва", 2016.

Сборник рассказов с говорящим названием содержит двенадцать историй о девушках-подросткахв. А поскольку жизнь юного человека многогранна, то и повествования о нем будут касаться разных, не всегда показываемых тем.

Основным лейтмотивом книги является отношения – с родными, с друзьями и любимыми, с учителями и незнакомцами. Поиск взаимопонимания с другими в подростковом возрасте (да и вне его) является не менее важным, чем поиск себя, и автора рассказов не зря посвятили немало внимания развитию чувств и освещению конфликтных ситуаций, которые знакомы каждой девушке.

Вместе с тем, в сборнике откровенно звучат темы, которые не часто обсуждаются публично, ведь кому хочется признаваться в неудачной борьбе с прыщами или ненавистных ощупываний в транспорте.

Честность с читателем является определяющей чертой "Чата для девушек". Писательницы не пытаются "сойти" к подросткам и "невзначай" чему-то научить – и, возможно, именно это является лучшим способом заслужить доверие девушек 12-14 лет.

ОКСАНА ЛУЩЕВСКАЯ. ЗАЗЕРКАЛЬЕ

"Издательство Старого Льва", 2016.

Продолжением темы отношений в подростковом возрасте является книга Оксаны Лущевской "Зазеркалье". Как далеко можно зайти, пытаясь завоевать расположение парня? Какими методами действовать, чтобы привлечь внимание к себе – или по крайней мере отвлечь от другой девушки? И готовы ли участники этого любовного квеста к возможным последствиям?

Перед читателем встает драматическая история о двух девушках, которые по разным причинам оказались в одной больничной палате: Саша с последствиями переохлаждения, а Динка... Динка не справилась с нашествием проблем и решила покончить с собой.

До этой встречи они прошли короткий путь от знакомства и дружбы до недопонимания и обид, но несколько совместных дней и переживания за Динкину жизнь помогут обеим перейти кризисный этап и выйти на новый уровень отношений с собой и миром.

"Зазеркалье" – хорошая книга известной писательницы, которая точно знает, как увлечь своего читателя. Стиль Оксаны Лущевской определяет стройность повествования и отсутствие лишних деталей, и заодно простой подход к сложным вопросам, ответы на которые должен найти сам читатель.

ОКСАНА ЛУЩЕВСКАЯ. ВЕТЕР ИЗ-ПОД СОЛНЦА

"Фонтан сказок", 2016.

Одновременно с "Зазеркальем" вышла еще одна повесть Оксаны Лущевской – "Ветер из-под солнца". Издание является прошлогодним победителем конкурса "Напишите обо мне книгу!", каким "Фонтан сказок" поощряет авторов изображать в произведениях образы современных детей.

В повести таких детей двое: мальчик Женька, который после недавней смерти отца не найдет общего языка с мамой, и девушка Риська, которая весь свой летний отдых вынуждена помогать родителям.

Параллельно развивая эти сюжетные линии, автор создает между ними все больше точек соприкосновения, пока они не доходят до логического решения – такого желаемого ими обоими знакомства, которое одновременно становится финальным аккордом книги.

Это спокойный рассказ о одно летнем  дне в Затоке, где немногочисленные события нанизываются одни на другие под тихий шум моря. Медитативность прозы подчеркивает стиль нарации, выполненный в основном короткими предложениями в настоящем времени, которые делают читателя невидимым соучастником истории сближения Риськи и Жени.

ОЛЬГА КУПРИЯН, СОЛЕНЫЕ ПОЦЕЛУИ

ВЦ "Академия", 2016

Повесть "Соленые поцелуи" стала дебютным произведением критика детской литературы Ольги Куприян. Хорошо разбираясь в том, что издатели предлагают читать подросткам, автор безошибочно нашла замалчиваемую тему, которую подняла в своем произведении. И недаром в названии фигурирует слово "поцелуи", ведь речь идет о телесных проявлениях любви.

Четырнадцатилетние люди уже хорошо разбираются в вопросах междуполового взаимодействия, хотя пока только в теории. Любовь в таком возрасте – это уже не только встречи взглядами и робкие прикосновения, но и чуть более раскованное фантазирование о том, что же будет дальше.

Оставим интригу относительно того, решатся ли персонажи дойти до практики, зато поспешим заверить, что эта тема является лишь одной из сюжетных линий произведения. В основном же это повесть о такой себе обычной девушке Милке: колебание, кого из двух привлекательных парней выбрать, дружбу с одноклассницей Таней, попытки принять развод родителей и пережить появление у папы новой семьи.

Так же, как и в упомянутых выше текстах, в "Соленых поцелуях" есть достаточно самоанализа – впрочем, это вполне естественно, ведь именно подростковый возраст является временем поиска идентичности. Однако показана и обратная сторона зацикленности на своем лице: из-за нее Милка чуть не потеряла подругу.

В общем, широкий круг поднятых вопросов и легкий язык произведения делают его привлекательным внеклассным чтением для старшеклассников.

ИРИНА МАЦКО. ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ МОЕЙ МАМЫ...

ВЦ "Академия", 2016

Продолжим обзор подростковой серии издательского центра "Академия" повести Ирины Мацко "Переходный возраст... моей мамы". Название произведения расшифровывается довольно быстро: тринадцатилетняя Аля определила для себя, что родителям так тяжело принять взросление собственных детей, потому что они и сами переживают своеобразный переходный возраст, а это отнюдь не облегчает коммуникацию между поколениями.

Хотя мама главной героини и пытается найти к ней подход, и даже делится переживаниями со своей юности. Но родители родителями, а у Али своя жизнь – симпатичный "новенький", который оказывается другом детства, и поездка на каникулы в международный лагерь, которая вдруг превращается в сплошную катастрофу, еще и одноклассники, которые подстрекают к глупым поступкам... словом, есть над чем задуматься.

В отличие от предыдущих книг, "Переходный возраст..." оставляет после себя вкус искусственности. Видно, что автор писала его с наилучшими намерениями – помочь подросткам осознать, что же с ними происходит, подсказать литературу на эту тему, которую стоит поискать в библиотеке... И эти намерения слишком бросаются в глаза, а это может вызвать неприятие со стороны целевой аудитории.

СЕРГЕЙ ГРИДИН. НЕПОНЯТНЫЕ

ВЦ "Академия", 2016

Отличительной чертой подростковой прозы является ее гендерная определенность. И как бы не хотелось говорить, что книги для подростков свободные от такого разделения, однако факт остается фактом: писательницы чаще выбирают главных персонажей девушек и их внутренние переживания, тогда как писатели раскрывают жизнь ребят и их приключения.

Шагом навстречу гендерному балансу является повесть Сергея Гридина "Непонятные", из которой читатель узнает, что ребят так же беспокоят отношения с родителями, да и романтические чувства не является исключительно девичьим хлопотами.

В отличие от многих других подростковых книг, в "Непонятных" читатель наконец видит картину целостной семьи и взвешенных, хоть и не бесконфликтных отношений с родителями. Однако жизнь семьей не ограничивается. Общество имеет заранее заготовленные роли для представителей разных полов. Хочешь или нет, но каждый раз приходится выбирать: действовать, как положено "настоящим мужчинам", или исходить из собственных интересов, наталкиваясь на общественное осуждение или насмешки.

Например, что делать, когда есть возможность лишиться девственности – но не с той, к которой питаешь чувства? Или когда бьют твоего друга, с которым ты недавно поссорился: послушать инстинкт самосохранения или голос совести?

Приключения Саши и Романа уравновешенны их рефлексиями, а чувства побуждают друзей к порой экстремальным действиям, благодаря чему повесть имеет шанс завоевать благосклонность подростков обоих полов.

СЕРГЕЙ ГРИДиН. НЕ-АНГЕЛ

ВЦ "Академия", 2016

Еще одна книга Сергея Гридина, "Не-ангел", проблематикой кардинально отличается от "Непонятных". Вместо взаимной любви – зародыши чувств, которые обрываются на второй же день известием о смерти девушки. Вместо уютного семейного круга – ссоры и психологическое и физическое насилие. Вместо отца, который поддерживает сына и с которым можно разделить "мужскую тайну" – осоловелый домашний тиран.

Таким образом завязывается конфликт, который, медленно вызревая, заканчивается бегством Олеся из дома. А дальше события будут развиваться с головокружительной скоростью: знакомство с малолетним бездомным открывает дверь в мир, о существовании которого даже не догадываются "домашние" подростки.

Сутки главный герой проводит в режиме экшена на грани с триллером. Опыт этой опасной "свободы" оставляет по себе незабываемые впечатления как для самого Олеся, так и для читателей.

АНДРЕЙ ТУЖИКОВ. ЕЩЕ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ

Черные овцы, 2016.

Книга Андрея Тужикова "Еще один кирпич в стене" своим названием и эпиграфом отсылает к известному музыкальному произведению группы Pink Floyd. Если хотя бы часть потенциальных читателей расшифруют этот интертекст, им будет легко войти в атмосферу текста – атмосферу протеста против системы, нежелания становиться ее частью, повиноваться ее законам.

Именно с этой мировоззренческой позиции начинается история рассказчика и двух его друзей. Драка с одноклассником-мажором, граффити и видеоигры, бессмысленный поход в военкомат и пьяная тусовка в "сквоте" – сквозь все эти события прослеживается нежелание быть таким как все, становиться еще одним кирпичом в стене.

И наконец система берет верх над анархичными взглядами друзей, возводя между ними невидимые, но несокрушимые стены социальных разногласий и равнодушия.

Опытный читатель узнает в "Кирпиче" знакомые интонации – именно так выглядела "взрослая" украинская проза конца девяностых и начала двухтысячных. Книга заметно отличается от другой нынешней подростковой литературы, поскольку автор сосредотачивает внимание на внешних событиях и общей идеи, жертвуя при этом психологической глубиной изображаемых персонажей.

Несмотря на это и некоторые фактические ошибки, "Еще один кирпич в стене" вполне может прийтись по душе мятежным подросткам – хотя бы потому, что, отбросив финал книги, они будут верить, что именно на них сломаются колесики системы.

АНТОЛОГИЯ "КНИГА ЗАПРЕТОВ И ТАЙН"

Виват, 2016.

Начав осмотр сборником подростковых рассказов, для симметричного завершения возьмем недавно изданную антологию "Книга запретов и тайн". Пятнадцать коротких историй, разных по жанру, теме и географическому происхождению их авторов, объединенные нотой фантастики, которая то громче, то едва заметно звучит почти в каждом из произведений.

В предисловии составитель, писатель-фантаст Владимир Аренев, отмечает, что это книжка "для уже взрослых, которых настоящие взрослые иногда не воспринимают как таковых". И следует признать, что из антологии возникает ощущение равного диалога между авторами и читателями-подростками.

Писатели не стремятся чему-то научить, побудить к выводам, развитию или самокопанию.

Единственный относительно дидактический эпизод читатель найдет в рассказе "Скай Макс и его жизненные пазлы", и то это будет крайне полезная информация – права несовершеннолетних при задержании их блюстителями порядка.

В целом же собранные произведения могут вполне успешно доказать подросткам, что чтение действительно может быть источником удовольствия. Качественные, драйвовые тексты могут отвлечь тинейджеров от круга "семья-школа-интернет" и приоткрыть им дверь в другие реальные и мистические миры.

Автор: Анна Третьяк

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Литературный укроп