Братья Капрановы о министерстве забегаловок и Макаревича, который прикрывает шансон

В скандале с сериалом "Не зарекайся" братья Капрановы решительно выступили за его запрет. Писатели и издатели уверены: в военное время общество должно жить по другим правилам

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Братья Капрановы о министерстве забегало…

Братья Капрановы поддержали решение председателя Госкино Филиппа Ильенко о роспуске экспертной комиссии по вопросам распространения и демонстрации фильмов. Как акцентируют писатели, в Украине продолжается информационная война, но многие об этом забывают.

Сейчас Капрановы ездят по Украине с промо-туром своего романа "Забудь-Река" и фиксируют угрожающие тенденции в жизни районных центров.

Depo.ua поговорил с Виталием и Дмитрием Капрановыми о новой книге, работе в комиссии Госкино, неконтролируемом экспорте книг и судебной тяжбе с киевской властью.

- Ваша новая книга "Забудь-река" рассказывает о трех мужчин, которые во время второй мировой оказались с трех сторон баррикад. Возможно, была реальная история, которая вдохновила на такой сюжет?

В.К.: - Нас вдохновила история наших дедов. Один был героем войны, имел орден "Красной звезды", тяжело ранен при взятии Севастополя. А второй дед у нас тоже герой, но другого толка – 58-я статья, 8 лет лагерей. Слава Богу, вернулся живым. Вот получается, что в советские времена у нас один дед был героем, а второй якобы предателем. А теперь получается, что герой второй... Поэтому мы и решили со всем этим разобраться.

Д.К.: - В детстве нам очень мало рассказывали о наших предках. Про того деда, который сидел, нам говорили, что он работал на севере и писал диссертацию о белых медведях. Отец про своих дедов узнал, когда ему было 70 с лишним лет. Ему говорили, что они умерли от тифа, а оказалось, что их раскулачили и выселили в Сибирь. Тогда было не принято говорить о предках. Ведь если ты сын кулака, это означало крест на всей твоей карьере. А быть сыном или внуком партизана УПА означало крест на всей жизни. Поэтому детям ничего не рассказывали, чтобы они никому не проговорились. Так состоялась всесоюзная потеря памяти.

В.К.: - Мы нашли аналогию этому в мифологии. Раньше верили, что наш мир и потусторонний разделяет Забудь-Река. Когда человек умирает, душа перелетает через нее, все забывая. А когда рождается, перелетает назад, и забывает все, что было по ту сторону. Нам показалось, что эта река проходит не между мирами, а в каждой семье между поколениями. Эту реку копали наши предки, когда закапывали, документы о своем происхождении.

Но понимая, что современный читатель вряд ли обрадуется толстому историческому роману, мы сделали так, чтобы действия происходили параллельно в том времени и в нашем. Поэтому потомки расследуют то, что происходило с их дедами.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 1

Інтерв'ю з Капрановими - фото 2

- Наверное, долго собирали исторические материалы?

В.К.: - Мы проработали тонны мемуаров, ездили на места событий, пешком прошли все эти тропы, которыми ходили наши герои. В Бережанах познакомились с фантастическими людьми, которые собрали историю Бережанской гимназии за 200 лет.

Когда ты о чем-то пишешь, ты должен почувствовать живую нитку, чтобы тебе поверили. Вот мы видели много советских фильмов о войне, якобы знаем, как тогда воевали. А вот из мемуаров, например, узнаем, что устав запрещал снимать шинели на передовой, чтобы быть всегда готовыми к бою. Люди ложились на землю, примерзали, а утром пытались встать, и полполы отрывалось. Так в армии ходили в половине шинели. Таких моментов нигде не увидеть, но если их не будет, это будет очередное агитроповское произведение.

- Долго работали над книгой?

- От создания первого файла до выхода книги прошло четыре года. Мы посмотрели в "Ворде", посчитали, и получилось, что работали над ней 3110 часов. В среднем каждый файл, то есть раздел книги, редактировалось 53 раза.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 3

НА ТАМОЖНЕ КНИГИ ИЗМЕРЯЮТСЯ В КИЛОГРАММАХ. КОНТРОЛЯ НЕТ

- Провели презентацию "Забудь-Реки" на "Книжном Арсенале"?

В.К.: - Мы запланировали презентацию, но организаторы не дали нам разрешения.

- Почему?

В.К.: - Это вопрос не к нам, а к "Арсеналу". Мы подавались еще в январе, когда еще не было книжки. Планировали провести дискуссию об украинцах во Второй мировой войне на основе нашего романа. Но организаторам идея не понравилась. У меня нет даже версии о причинах.

- Как вам вообще уровень нынешнего "Арсенала"?

В.К.: - Прошлогодний "Книжный Арсенал" подавал большие надежды, но в этот раз получилось хуже. Во-первых, были огромные организационные недостатки. Тысячи людей проходили через два турникета. Ни одна касса не брала карточек. Люди бегали с выпученными глазами, искали банкомат. Во-вторых, презентационная часть формировалась непонятно как. Юрию Винничко не дали презентовать книгу о Расстрелянном возрождении, нам отказали поднять тему Второй мировой. Зато была дискуссия о том, нужен ли издателям свой книжный магазин – ее слушали 20 человек. Это субъективизм в квадрате.

Д.К.: - Не всем издателям дали оформить собственные стенды. Не разберешь, где что – потасовка, лабиринт, никто ничего не понимает. А части вообще отказали в участии – к нам подходили коллеги и просили разместить их книги у нас. При этом в залах "Арсенала" гуляла уйма места... На том же Львовском Форуме никогда никому не отказывают.

- "Книжный Арсенал" запомнился, в том числе, скандалом с произведениями Александра Дугина и Адольфа Гитлера в продаже... Как считаете, тут есть вина организаторов?

В.К.: - У нас была похожая история. На Троицу совместно с Киевским патриархатом проводили выставку в Михайловском. Одно издательство притаранило Велесову книгу и родноверческую литературу. Конечно, батюшки сразу подняли скандал... Даже 20 издателей контролировать сложно, не говоря уже о 100.

В Украине на прилавках где-то 200 – 300 тыс. книг, найти среди них запрещенные малореально.

- И что этим делать?

Д.К.: - Сейчас начала работать рабочая группа при Госкомтелерадио, которой поставили задачу что-то с этим решить. Граница остается неконтролируемой для книг не только на Донбассе, но и в Харькове. В микроавтобус садится десять "бабушек", едут 50 км в Белгород, там загружают 500 кг книг – 50 кг на "бабушку", въезжают без проблем и получают за это гонорар.

В.К: - На таможне книги измеряется в килограммах. Так сколько будет выставок, сколько будет таких скандалов.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 4

Інтерв'ю з Капрановими - фото 5

НОВЫХ АВТОРОВ НЕ БЕРЕМ. ЛУЧШЕ ВЫДАТЬ МАТИОС

- Так вы выступаете за то, чтобы запретить импорт книг из России?

В.К.: - Да, до того момента, когда последний вражеский солдат уберется из Украины.

- Но в украинском книгоиздательстве есть огромные пробелы...

ВК: - Они будут закрываться, если прекратить импорт. Сейчас, если я захочу выпустить определенную книгу, она на прилавок не попадет, потому что там все занято. Если этого не будет, украинский потребитель обратит внимание на собственный рынок.

Д.К: - Спрос родит предложение. В издательствах появятся рабочие места для переводчиков, печатников. Сегодня книги печатаются в Твери или в Туле и везутся через границу. Если мы закроем границу, тот, кто хочет продавать у нас Дарью Донцову, выдаст ее в Белой Церкви или Харькове и оставит деньги в Украине. Для издателей массовой литературы это будет однозначно рентабельно, вопрос же с электронной литературой можно решить за счет букинг-принта (малотиражной печати – ред.) или электронной книги.

- Сейчас на рынке украинской литературы чувствуется какое-то оживление?

В.К: - Оживление мы чувствуем давно. Когда началась война, резко вырос спрос на украинскую книгу.

- Новые авторы в вашем издательстве появились?

Д.К.: - Нет, потому что мы еще до революции доходы снизились в 10 раз. Еще в 2010 году, как и большинство издателей, мы прекратили рисковать с новыми авторами. Сегодня, если ты вкладываешь в книжку 100 тыс. грн, а это не такая уж и заоблачная цифра, вероятность вернуть деньги на сочинении нового автора низкая. Поэтому издать еще одну книгу Марии Матиос лучше, чем рисковать с новыми именами.

- Это вообще беда украинской культуры... На манеже одни и те же.

В. К. : - И не только украинской. Еще в 2010 русские писали, что во Франкфурте на их стендах не было новых имен. А это значит, что через пять лет не будет кого туда везти. Это кризис рынков всех стран. В издательстве все еще ощущается кризис 2008 года.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 6

РАЗГОВОРЫ О РОССИЙСКИХ ОППОЗИЦИОНЕРАХ ЗАМЫЛИВАЮТ ГЛАЗА

- В Сети вы распространяете петицию о полном запрете российского контента. Тем временем многие считают такой подход недемократичным...

ВК: - У нас идет война, мой сын несколько недель назад демобилизовался. И когда мой сын воюет со страной, нелогично платить ей деньги за мыльные сериалы и некачественные песенки. Россияне оккупировали часть нашей территории и этого не отрицают, почему же мы должны покупать у них информационный продукт?

- Но ведь среди русских художников есть и адекватные. С чего нам, например, запрещать, песни Андрея Макаревича?

ВК: - Когда война закончится, будем разбираться с каждым конкретным человеком – хотим мы его видеть или нет. Сейчас любой гражданин России – представитель страны, которая ведет с нами войну. Если человек хочет перейти на другую сторону, он объявляет: "Я теперь за Украину", тогда – добро пожаловать.

- Например, Андрей Орлов (поэт Орлуша – ред.) в "Фейсбуке" неоднократно говорил, что он за Украину...

Д.К: - Исключения бывают всегда. Если сказал, обращайся в МИД, этот вопрос будет отдельно обсуждать. Сегодня в Украине на радио и телевидении того же Макаревича мало, а Орлуши вообще нет. Разговоры об оппозиционных художниках имеют целью замылить ситуацию и привезти сюда шансон и попсу. Один Макаревич прикрывает целое радио "Шансон". Когда поднимаем вопрос о прогрессивных художниках, мы защищаем сериалы про НКВДистов. Поэтому мы хотим запретить всех, а с прогрессивными художниками будем разбираться. В конце концов, их не так много.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 7

Інтерв'ю з Капрановими - фото 8

ПОПЫТАТЬСЯ УСЛЫШАТЬ ДРУГУЮ СТОРОНУ МОЖНО ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ ПУТИНА

- Недавно Филипп Ильенко распустил экспертную комиссию при Госкино по вопросам распространения и демонстрации фильмов, в которую вы входили. Вас не приглашают в новую комиссию?

ВК: - Пока об этом не говорили, там добровольное выдвижение. Но на самом деле, когда подразделение не выполнил свою задачу, командование имеет право его распустить. Это информационная война, поэтому я поддерживаю решение Ильенко.

- Почему коллеги по комиссии стали на защиту "Не зарекайся"?

ДК: - Они забыли, что решение в мирное и военное время должны быть разные. Пристали на аргумент: "Ту сторону тоже надо услышать. У нас же свобода слова".

В.К: - На том заседании приводили пример"17 мгновений весны", где немцы показаны человечными. Но на советские экраны сериал выпустили через 30 лет после капитуляции Германии. Через 30 лет после капитуляции Путина и международного осуждения рашизма мы снимем кино и услышим ту сторону. Если же это делать раньше, вражеские танки будут в Киеве.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 9

- Считаете, что серия про сепаратистов – запланированная диверсия?

Д. К.: - Да нет, это дурь просто. Авторы сериала - вата-ватой, не различают добро и зло. А тут важный вопрос иерархия ценностей. Для украинцев первая свобода, потом – жизнь, семья. А у той стороны на первом месте "русский мир" или деньги.

В.К.: - В той серии попытались сделать инъекцию враждебных ценностей в наше информационное общество.

- Что еще говорили авторы сериала?

Д.К.: - Что они страшные патриоты, что их ненавидят в России. Показывали отрывок на восемь минут из сериала с украинскими флагами. Ну да, 8 минут флагов на 100 серий. Хотя там есть и волонтеры, и добровольцы.

В.К.: - Их главный аргумент в том, что мы становимся похожими на Россию, запрещая. Мол, разве Майдан стоял за цензуру?

- Всевозможные запреты и действительно пугают...

ВК: - Когда наступит мирное время, я первый буду за то, чтобы все переиначить. Сейчас такие разговоры не катят.

- Потом может быть сложно вернуться на мирные рельсы, появится привычка запрещать

Д.К.: - Перейти на режим военного времени – желание общественности. Это же не власть давит на общество... И так же общественность должна будет давить на власть, чтобы вернуться к правилам мирного времени. Сериалы же запрещает не закон, а гражданское общество.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 10

ТЕПЕРЬ РОССИЙСКИЕ АКТЕРЫ ЗАМОЛЧАЛИ И РУБЯТ БАБЛО

- За время работы в комиссии пришлось видеть много украинской пропаганды в российских фильмах?

В.К.: - Здесь интересно, что россияне очень быстро адаптировались к нашим требованиям. За полгода появились российские детективы, где сыщики без побегов, без флагов, сидят в серых кабинетах, ни одного герба или портрета Путина не видно. В фильме "День выборов - 2" памятник Путину перерисовали на памятник Шевченко. В российском фильме губернатор, которого выбирают, идет в парк, и там стоит Кобзарь. А еще, когда ты работаешь экспертом, тебе часто приходят фильмы на стадии сборки. Ты понимаешь, что монтаж фильмов для Украины и России будет разным. Убирают сюжетные линии, реплики, герои. Они играют чисто в деньги, им все равно, для кого снимать.

Д.К.: - И это большой привет автором сериала "Не зарекайся" . Россияне уже докумекали, что ради рынка можно покрутиться, хотя украинцы – не их главный потребитель. А эти сделали 100 серий для Украины, и не подумали о таких простых вещах.

В. К.: Когда запретили Охлобыстиных и Пореченковых, постановили, что во всех контрактах на фильмы из России будет пункт, который предусматривает, что съемочная группа не ездит на Донбасс, заявлений не делает, а тихо играет в сериале и рубит бабло. Много российских звезд затихло – ни про Путина, ни против Путина не говорят. Их задача – чтобы мы ходили в кино и несли деньги.

Похожая ситуация с издательством. Мы недооцениваем своего потребительского потенциала. Если мы займем четкую позицию и в кино, и в книгах, и в телепространстве, они ее воспримут и плясать для нас джигу.

ЗАБЕГАЛОВКИ "РАСТУТ" И БЕЗ МИНИСТЕРСТВА

- Какие сейчас есть проблемы в украинской культуре, в чем правительство не дорабатывает?

Д.К: - Минкульт не понимает опасности децентрализации для культуры. Мы сейчас ездим районными центрами и видим, что при объединении сел в одну общину, сначала рубят клубы и библиотеки. Идет погром инфраструктуры культуры. У нас 29 тыс. населенных пунктов, 1 тыс. магазинов, 15 тыс. библиотек. Не везде есть выбор между бутылкой и книгой. Количество культурных заведений может уменьшиться на 2/3.

У заместителя министра культуры лежит новый приказ о нормативах обеспечения библиотеками, и он не подписан. А об обеспечении книжными магазинами даже разговаривать не хотят. Говорят: "книжные Магазины частные, хочешь – открывай, хочешь - нет". Но это очень важная социальная норма. Тут вспоминается шутка: "На Троещине нашли мальчика, воспитанного собаками. Это единственный воспитанный мальчик на Троещине". И это, учитывая ситуацию, совсем не смешно.

В.К.: - На самом деле власть должна лишь создать надлежащие условия для развития культуры. У нас нет министерства забегаловок, зато у нас в каждом селе ганделик. Зато у нас есть Министерство культуры, а библиотеки есть далеко не в каждом селе.

Вот в Очакове сегодня не работает ни один кинотеатр, два стоят закрытые. Каждый год из бюджета выделяются деньги на их ремонт и присваиваются.

Открыть кинотеатр стоит 15 тыс. евро. И вот, например, приходит инвестор, а ему говорят: 100 тыс. долларов – и вперед. На самом же деле государство должно сказать чиновникам: "Надо, чтобы был кинотеатр, так снимем". Тогда уже они начинают шевелить мозгами, как выйти из ситуации. Можно, например, взять того предпринимателя в долю...

Інтерв'ю з Капрановими - фото 11

- Ага, а сейчас смотреть кино и читать книжки без проблем могут только в мегаполисах...

В.К.: - Здесь тоже не без проблем... Например, пять лет назад в Киеве было всего 40 магазинов. Понятно, что при таких обстоятельствах гопников все больше.

Мы пробовали решить проблему с книжными магазинами. Построили прицепы для торговли книгами и начали их расставлять по городу. При Януковиче пытались торговать на Площади Шевченко. Но приезжала милиция и мы отправлялись освобождать продавца из милиции. Нам говорили: "Здесь проезжает президент, чтобы он не видел, как вы торгуете книгами". Понимаю, его книги оскорбляют (улыбается).

Но за Кличко ситуация похожая. Власти наши прицепы трактовали как МАФы. У них нет правил, регулирующих передвижную торговлю, зато есть "Киевблагоустройство", которое занимается МАФами. Наш прицеп вывезли и проинформировали: "Мы демонтировали ваш МАФ". Передвижной книжный магазин два года под арестом, сейчас мы с ними судимся. Уже состоялось первое заседание. Показываем техпаспорт, фото "МАФа" на колесах, чтобы доказать, что это таки авто.

Д.К: - Власти нужно выделить участки для передвижной торговли, определить правила, чтобы ночью торговцев и духу не было. А не так, что поставил авто на домкратах и стоишь месяц. Но в КГГА этим не заморачиваются.

В.К: - А это же будущее наших детей. Хочется, чтобы наши внуки росли в культурной среде.

Інтерв'ю з Капрановими - фото 12

Інтерв'ю з Капрановими - фото 13

Фото: Александр Хоменко / depo.ua

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Страна Укропов

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme