Укроп лук

"Свой к своему за своим": self-made-man по-украински

Галицкое движение кооперативной торговли "Свой к своему за своим" в начале ХХ века позволило украинским производителям практически вытеснить зарубежные товары с территории региона

28 апреля 2016, 17:29

А старт этому положили всего лишь несколько предпринимателей, не побоявшихся начать то, что поначалу казалось авантюрой.

История галицкого кооператорства началась с общества оптовых закупок «Народная торговля», идеологом и главой которого был архитектор Василий Нагорный.
Жизнь Нагорного складывалась непросто: рано осиротев, он остался практически без средств к существованию. Но несмотря на все трудности, парень, которому в прямом смысле не хватало на еду и одежду, сумел закончить гимназию и даже поступить во львовскую Техническую академию. Параллельно с учебой он подрабатывал репетиторством и, скопив фантастическую для него (но очень скромную в действительности) сумму в 60 крон, отправился в Цюрих. Там юноша сначала поступил на подготовительный курс Политехнического университета, а год спустя перевелся на строительный факультет.

"Свій до свого по своє": self-made-man по-українськи - фото 1

Экономический ликбез

В Швейцарии Нагорный провел в общей сложности одиннадцать лет. Именно там он сформировал свой первый крупный капитал.

Василий успешно работал в архитектурном бюро профессора Штадлера и в отделе строительства муниципалитета Цюриха, но главное – не побоялся основать собственное дело. В Цюрихе Нагорный познакомился с кооперативным движением и, вдохновленный его перспективами и возможностями, создал свое первое товарищество «Славия».
Когда в 1882 году Нагорный вернулся во Львов, у него уже были и деньги, и имя. Архитектурная и предпринимательская деятельность, в комплексе создали ему прекрасную репутацию, которая позволила быстро собрать круг единомышленников-кооператоров.

Первое собрание новосозданной «Народной торговли» состоялось уже в 1883-м. Организация ставила перед собой цель создать централизованный склад товаров, закупленных оптом для небольших магазинов, которые принадлежали разнообразным украинским организациям – светским и церковным, а также частным лицам.

Свои взгляды на ключевые принципы кооперации Нагорный изложил в работе «Как люди сами себе помогают в нужде» и опубликовал ее в газете «Дело».
Правда, практика показала, что в реальности помогать себе сами люди были еще не готовы: «Народной торговле» потребовалось около двух лет активной работы с консервативными настроениями и общественным неприятием новых идей, прежде чем товарищество смогло наладить полноценную деятельность.

Еще одной проблемой на пути развития кооперативного движения стало то, что многие магазины разорялись из-за банального неумения их владельцев вести бизнес. И специально для них неутомимый просветитель Нагорный написал подробную инструкцию «Советы по ведению магазинов». Ликбез помог – банкротств среди членов «Народной торговли» стало намного меньше.

"Свій до свого по своє": self-made-man по-українськи - фото 2

И все же даже самым подкованным в теории кооператорам на практике недоставало средств для развития из бизнеса. Чтобы решить эту проблему, Нагорный с коллегами основал страховое товарищество «Днестр», а также «Товарищество взаимного кредита».

Правда, профильные чиновники, без подписи которых устав «Днестра» считался бы недействительным, были настроены очень скептически, и Нагорному, уставшему обивать пороги кабинетов, пришлось пойти на небольшую хитрость. Под предлогом изысканного ужина он пригласил их всех к себе домой и практически «взял в заложники»: вынудил обсудить все спорные моменты, найти компромисс и подписать-таки документ.

К 1914 году членами «Днестра» числились 95 тыс. 630 человек, а страховых агентов было 1200. К этому времени «Товарищество взаимного кредита» выделило на потребности членов движения «Свой к своему за своим» 500 тысяч крон.
Сама же «Народная торговля» включала в себя 93 кооператива, и в общей сумме насчитывала 1244 участника. С организацией сотрудничал 831 магазин.

"Свій до свого по своє": self-made-man по-українськи - фото 3

«Золото Полуботка»: кооперативный вариант

Начало Первой мировой остановило развитие движения, но после окончания войны инициатива «Свой к своему за своим» обрела новую жизнь.

Самый яркий пример – союз молочных кооперативов «Маслосоюз». Основанный в 1904 году композитором Остапом Нижанковским, к 1914-м он объединял примерно сотню небольших предприятий: селяне сдавали ему около 7,5 млн л молока, из которых он производил примерно 300 тыс. кг масла в год.

В межвоенный период «Маслосоюз» возобновил работу и быстро стал самым успешным и известным украинским «брендом». Хотя не все шло гладко: новые технологии, к примеру, сепаратор, часто воспринимались крестьянами в штыки. Люди считали, что внутри аппарата сидит «нечистый» и что корова после таких «издевательств» перестанет приносит молоко.

Оставляла желать лучшего и логистика — молоко и масло доставляли телегами из сельских околиц на львовский вокзал, используя вместо холодильных камер огромные куски льда. Более того, молодые руководители «Маслосоюза» Андрей Чумак и Андрей Палий на первых порах и сами возили масло в больших чемоданах. Лишь в 1927 году, когда главный офис переехал из Стрыя во Львов, два Андрея, взявшие курс на модернизацию предприятия, смогли позволит себе первый грузовой автомобиль, оснащенный специальными холодильными установками.
На момент национализации «Маслосоюза» сталинским режимом, в 1939 году таких авто в распоряжении украинских «молочных королей» было уже 19, а оборотный капитал составлял 12,1 млн злотых.

Фирма принимала молоко от 200 тысяч сельских дворов, и к концу 1930-х продавала около 8 млн кг масла в год. При этом около трети уходило на экспорт.
После начала Второй мировой Чумак и Палий эмигрировали. Среди представителей диаспоры до сих пор ходят легенды о миллионах, которые предприниматели якобы положили в британские банки – чтобы деньги хранились там до тех пор, пока не вернется независимая украинская кооперация. Такое себе «золото Полуботка» по-маслосоюзовски.

Нагорный, Нижанковский, Чумак и Палий сделали очень много для становления и развития движения «Свой к своему за своим». А оно, в свою очередь, дало мощнейший толчок развитию предпринимательства в Украине – всего того, что сегодня назвали бы малым и средним бизнесом.

Этими же принципами поддержки и взаимовыручки предлагают руководствоваться и инициаторы проекта «Свой к своему 2.0» компания «Джерелия». Прошлый год компания посвятила поиску маленьких и средних украинских мануфактур, которые готовы предложить Украине качественный товар. Искали всех: производителей косметики, одежды, натурального меда и чая, текстиля. В результате «Джерелия» открыла 67 представительств по всей стране, а покупать через нее украинские товары начали более 12 тысяч человек.

Первый этап программы «Свой к своему 2.0» призывает производителей прислать историю своего бренда на электронную почту [email protected] Наиболее интересным брендам «Джерелия» поможет с промоцией, а тем, чей товар будет соответствовать всем стандартам компании, – с производством.

Больше новостей читайте на Страна Укропов.Depo

Loading...
Loading...